Сегодня мир столкнулся с глобальным энергетическим кризисом. Цены на углеводороды продолжают оставаться на предельно высоком уровне. Согласно данным Лондонской межконтинентальной биржи ICE Futures на 12 октября, стоимость фьючерса на газ уже уменьшилась, но его цена все равно составляет 970 долларов за тысячу кубометров. Вслед за подорожанием голубого топлива начала подниматься и стоимость электроэнергии.
Для стран Балтии скачки цен на электричество стали уже почти привычным делом. Всего за одну неделю в июне 2021 года, когда спрос на энергию возрос из-за жаркой погоды, стоимость электричества в Литве, Латвии и Эстонии выросла на 28%, 37% и 24% соответственно. Но летом эта энергия хотя бы была, пусть и по завышенной цене. Сегодня же Прибалтика может столкнуться с более серьезным вызовом – отсутствием поставок в принципе.
В середине сентября 2021 года, как раз в разгар энергетического кризиса, правительство Литвы на основании так называемого антиостровецкого закона снизило максимальную пропускную способность на литовско-белорусских соединениях. Теперь над гражданами этой страны и других государств Балтии нависла не только угроза подорожания коммунальных услуг, но и почти катастрофического энергодефицита.
Дефицит дальновидности
Энергетический кризис, вызванный рекордным подорожанием газа, коснулся многих стран. Трудности испытывают даже государства с развитой экономикой. Европейские энергоемкие компании вынуждены сокращать объемы производства либо вообще останавливать свою деятельность.
Например, крупнейший немецкий производитель аммиака SKW Stickstoffwerke Piesteritz сократил производство на 20%. Возможна даже полная остановка мощностей этой компании. Британские производители стали, химпродуктов и удобрений уже заморозили производство, пытаясь переждать период "пикового спроса". В Польше началась паника из-за того, что электроэнергия скоро станет предметом роскоши, а премьер-министр Венгрии Виктор Орбан обвинил в нынешнем кризисе Еврокомиссию, которая поспешила с внедрением "зеленой" энергетики.
На этом фоне власти Литвы, которые могли бы увеличить поставки энергии из России и благодаря этому сделать электричество для себя дешевле, поступают ровно наоборот. Литовский регулятор снизил максимальную пропускную способность на литовско-белорусских коммуникациях. Старший научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко объяснил Baltnews, почему Вильнюс пошел на этот шаг именно сейчас – в разгар энергетического кризиса:
"Решение литовских властей о сужении доступа энергии на литовско-белорусских соединениях можно объяснить нехваткой дальновидности и стратегического мышления. Можно сделать вывод, что власти не очень внимательно отслеживали ситуацию на глобальных рынках электричества. Решение о сужении доступа энергии принималось накануне всплеска цен на газ. Отсюда следует, что никто не занимался анализом ситуации и не составлял прогнозы".
Владимир Оленченко отметил, что эту ситуацию можно также расценить как желание помочь Швеции и Финляндии заработать денег на поставках электроэнергии в страны Балтии. Но для литовских властей это не самая приятная теория. Скорее всего, здесь имеет место банальное отсутствие расчетов и неумение думать на перспективу.
"Это решение принималось по политическим мотивам. При его принятии не были просчитаны экономические последствия и ущерб для энергетики. Обычно такое бывает, когда руководство государства либо некомпетентно, либо полагается на приказы извне", – заключил эксперт.
Цены на электроэнергию в странах Балтии уже поднялись в шесть-восемь раз по сравнению с октябрем 2020 года. Сегодня максимальные цены достигают 347,5 евро за МВт·ч в Литве и 256,1 евро за МВт·ч – в Латвии и Эстонии.
Влиять на ценообразование эти страны практически не могут, ведь внутренней генерации им не хватает. Приходится покупать электричество у третьих стран, причем по той цене, которую им выставят.
Все страны Балтии являются энергодефицитными. В 2019 году Эстония произвела 7,6 ТВт·ч и импортировала 2,2 ТВт·ч. Латвия могла похвастаться генерацией 6,4 ТВт·ч за тот же период при чистом импорте 1,1 ТВт·ч, а Литва – производством 3,7 ТВт·ч с чистым импортом 9,3 ТВт·ч.
Энергетическая лотерея для Прибалтики
Компенсировать нехватку энергии, когда пропускная способность на литовско-белорусских кабелях снизится, нечем. Даже после того, как системы стран Балтии будут полностью синхронизированы с Центральной Европой, ситуация не станет лучше.
При идеальных условиях государства ЕС смогут обеспечивать Литве, Латвии и Эстонии необходимое количество энергии, пусть и по более высокой цене. Но в период кризисов, которые в последнее время возникают все чаще, Прибалтика снова окажется в условиях энергодефицита, ведь в странах Западной Европы полно собственных проблем. Например, в Германии крупнейший поставщик энергии Steag GmbH в сентябре остановил работу электростанции Bergkamen-A. Причина проста – закончился уголь.
Прибалтика может взять энергию из Скандинавии, ведь есть энергокабели из Швеции и Финляндии. Но и на этом направлении возможны перебои. Сегодня из-за нехватки воды страдают гидроэлектростанции стран Скандинавии, генерация серьезно снизилась.
В Норвегии производитель аммиачных удобрений Yara International собирается сократить производство на 40% из-за огромных расходов на покупку энергии. В Швеции из-за удорожания электричества прогнозируют инфляцию в 3% уже в ближайшие месяцы. Будут ли эти страны отдавать дефицитную энергию странам Балтии? Вопрос риторический.
Если подобный кризис повторится уже после полного отключения стран Балтии от БРЭЛЛ, Литва, Латвия и Эстония могут остаться вообще без электроэнергии. Ее поставки превратятся для Прибалтики в лотерею, где выигрыш – возможность купить электричество. Но, как считает директор Центра политического анализа Павел Данилин, Брюссель не попытается решить проблему энергодефицита в регионе.
"Запад не будет делать ничего, чтобы предотвратить энергетический кризис в Прибалтике. Никаких особых преференций по энергетике, чтобы компенсировать потери, Литве, Латвии и Эстонии можно не ждать. Все, что получат балтийские страны – заверения в том, что элиту этих государств и дальше будут встречать на Западе с овациями. Между Брюсселем и балтийскими странами есть негласный договор – элиты поддерживают русофобскую повестку, накаляя обстановку? когда это нужно, получая за это привилегии лично для себя. А тот факт, что за время своего членства в ЕС некоторые республики Балтии лишиkbсь почти трети своего населения, мало кого волнует", – отметил эксперт в беседе с Baltnews.
Он добавил, что руководство Евросоюза даже не попытается обеспечить энергобезопасность Литвы, Латвии и Эстонии, поскольку оно уверено, что даже в самой тяжелой ситуации прибалты упрямо не обратятся за помощью к России. Чиновники ЕС рассчитывают, что даже экономически невыгодная политика не заставит руководство балтийских стран отказаться от самоубийственного курса.
"Для Европы жители этого региона – это "недоделанные" русские, которых удалось вовремя отколоть от РФ. Примерно так же воспринимаются и украинцы. Разница между странами Балтии и Украиной – в том, что 20 лет назад Западу было выгодно принять Литву, Латвию и Эстонию в ЕС и НАТО", – пояснил Данилин.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.