Энергетический рынок Европы в очередной раз переживает кризис. Спотовые цены на электроэнергию снова показывают рекордно высокие отметки, поскольку спрос на нее серьезно возрос из-за жаркой погоды. В какой-то момент стоимость достигла 100 евро за 1 МВт*ч. Этот рекорд был зафиксирован в Чехии, однако и в странах Балтии ситуация немногим лучше.
С начала месяца средняя цена электроэнергии в Литве увеличилась на 28%, в Эстонии – на 24%, а в Латвии – на 37%. Впрочем, такая волатильность не является шокирующей для балтийских государств. Все страны региона не могут обеспечивать выработку необходимого количества энергии даже для внутреннего потребления. При этом они упорно стремятся отключиться от БРЭЛЛ (энергокольца, соединяющего регион с Белоруссией и Россией).
При этом не слишком надежные поставки из Польши, Швеции и Финляндии не только создают риск энергодефицита для Прибалтики, но и высокую волатильность, особенно в период повышенного спроса.
Погода против "зеленой" энергетики
Резкий рост цен в период с 21 по 27 июня этого года обусловлен погодными условиями. Жара не только повысила нагрузку из-за кондиционирования на предприятиях и в домохозяйствах, но и практически остановила ветряные парки (слабый ветер существенно снизил генерацию).
К примеру, в Германии, согласно оценке Центра исследований солнечной энергии и водорода Баден-Вюртемберга (ZSW) и Немецкой ассоциации энергетики и управления водными ресурсами (BDEW), производство от энергии ветра уменьшилось на 20% в 2021 году. В феврале этого года 30 тыс. ветрогенераторов в ФРГ были почти остановлены из-за аномальных морозов и наледи на ветряках.
Сегодня "зеленая" энергетика – слишком нестабильный ресурс. Во время погодных аномалий, когда спрос на электричество растет, генерация от ветряков и солнечных панелей, напротив, падает. Это приводит к дефициту и, как следствие, к удорожанию электричества.
Но Европа все равно настаивает на необходимости полного перехода на возобновляемые источники энергии (ВИЭ). Впрочем, с некоторыми оговорками для себя (Германии, Франции и других экономически развитых стран), но зато с жесткими требованиями для "периферии" ЕС.
Цены растут в Прибалтике, но не в Скандинавии
В Литве, Латвии и Эстонии, которые зависят от поставок электроэнергии из других стран, волатильность на спотовых рынках ощущается особенно сильно. Такие скачки стали почти привычными для балтийских стран.
Например, в августе 2020 года, когда Финляндия и Швеция снизили трафик из-за ограничений пропускной способности соединений SE4, стоимость электричества в Литве увеличилась до 43,32 евро за 1 МВт*ч, в Латвии – до 43,41 евро за 1 МВт*ч, а в Эстонии – до 40,90 евро за 1 МВт*ч.
Сегодня ситуация выглядит еще более серьезно. Дефицит ощущается почти во всех странах Европы, но именно в государствах Прибалтики наблюдается самый значительный рост цен.
В период с 21 по 27 июня 2021-го в Литве стоимость электроэнергии достигла 85,5 евро за 1 МВт*ч, в Эстонии – 76,15 евро за 1 МВт*ч, а в Латвии – 85,5 евро за 1 МВт*ч. Таким образом, цены выросли на 28%, 24% и 37% соответственно. При этом на рынках в скандинавских странах рост цен был временным. Только 22–24 июня стоимость была завышенной, после чего откатилась до уровня 31–33 евро за 1 МВт*ч.
Страны Прибалтики напрямую зависят от поставок электроэнергии из-за границы, поэтому нынешнее колебание цен вполне естественно. В Скандинавии есть серьезные объемы генерации собственной энергии, а значит, и ресурсы для удержания ее стоимости на определенном уровне. А вот Литва, Латвия и Эстония вынуждены мириться с колебанием на спотовых рынках Европы. Вопрос в том, как избежать такой волатильности.
Возможности есть – желания нет
Уже в 2019 году дефицит электроэнергии в странах Балтии вырос до 43% от общего потребления. Импорт этого ресурса стал обязательным для Литвы, Латвии и Эстонии. Но количество поставщиков в дальнейшем будет только сокращаться. Страны Балтии отказываются от поставок энергии из БРЭЛЛ. Окончательно Рига, Таллин и Вильнюс должны выйти из этого энергокольца в 2025 году. Очевидно, что дефицит только увеличится. Как балтийские страны могут минимизировать ущерб?
Самое очевидное – нарастить собственное производство электроэнергии. Но сделать это не так просто. О том, как в Прибалтике могли бы увеличить производство энергии на своей территории, Baltnews рассказал научный сотрудник Центра европейских исследований ИМЭМО РАН Владимир Оленченко. По его словам, в последние годы стратегия по энергообеспечению этих государств состояла из двух компонентов.
"Первое – освобождение от энергозависимости от России. Второе направление – наращивание контактов и создание каналов для получения энергии из Финляндии и Швеции. Рассматривался также вопрос о поставках электроэнергии из Польши. Но это в любом случае привозная энергия, и она не будет дешевой хотя бы за счет логистики, ведь из Швеции и Финляндии она доставляется по подводным кабелям".
Речь идет о кабелях Estlink-1 и Estlink-2, которые связывают Финляндию и Эстонию. Также есть NordBalt – энергетическая перемычка между Швецией и Литвой. Торговля электричеством по этим коммуникациям осуществляется за счет работы энергобиржи Nord Pool, где стоимость такого ресурса постоянно меняется, причем довольно часто в сторону повышения.
"Если же говорить о собственном производстве электроэнергии, то в наиболее выигрышной позиции среди балтийских стран находится Латвия. У нее есть собственные электростанции на реке Даугава. Также власти за последние несколько лет провели реконструкцию тепловых электростанций и установили газотурбины, которые работают на "голубом топливе".
Самой энергообеспеченной считалась Эстония за счет горючего сланца. Конечно, сейчас этому угрожает "зеленая сделка" Еврокомиссии, но каких-то конкретных действий по свертыванию [сланцевых] электростанций ни в статистике, ни в промышленности, на данный момент не видно. Вместо этого Таллин пытается найти варианты более экологичной добычи и переработки сланца", – напомнил Владимир Оленченко.
Из-за удорожания квот на выбросы СО2 компания Eesti Energia, которая работала с горючими сланцами, несет убытки, а такой способ получения энергии стал нерентабельным. В Эстонии пытаются сделать добычу и производство сланца более экологичным, в том числе за счет завода по очистке масла. Но все эти усилия могут оказаться напрасными.
Евросоюз хочет, чтобы балтийская страна полностью свернула добычу и перестала использовать горючие сланцы, предлагая компенсацию в 125 млн евро. Очевидно, что такая сумма не возместит убытки и не покроет затраты на покупку более дорогой электроэнергии в ближайшие десятилетия.
Также нарастить добычу и производство горючих сланцев банально не позволит "зеленая сделка", которая предполагает полный переход стран ЕС на ВИЭ.
"У Литвы есть Игналинская АЭС, которая до сих пор не была полностью закрыта. На данный момент еще есть возможность ее снова запустить. Но власти могут столкнуться с серьезной проблемой – нехваткой персонала для работы на таком объекте, который нужно заранее готовить и воспитывать", – рассказал эксперт.
Впрочем, на Игналинскую АЭС в Литве не стоит рассчитывать и по другой причине. Даже если власти захотят вновь ввести ее в эксплуатацию, они столкнутся с препятствием в виде Евросоюза, который настаивал на закрытии атомной станции. Возобновить работу этого объекта без серьезного противостояния с Брюсселем не получится:
"На данный момент очень хороший резерв может дать Островецкая АЭС в Белоруссии, которая находится недалеко от литовской границы. Но Вильнюс хочет отказаться от закупок энергии у этой страны, причем того же требует и от Латвии с Эстонией. Прибалтика может организовать увеличение производства энергии на своей территории или нарастить ее импорт".
"Но фактически у стран Балтии не осталось других путей, кроме как потреблять шведскую электроэнергию", – заключил Владимир Оленченко.
Идеология vs прибыль
Отключение от БРЭЛЛ для стран Прибалтики означает увеличение энергодефицита. Но это очень выгодно Швеции и Финляндии, поскольку поставки из Скандинавии останутся практически единственным доступным способом импорта энергии.
Электричество у скандинавских стран в среднем дороже на 20–25%, чем поставки по линии БРЭЛЛ. Но это в наднациональных организациях ЕС мало кого волнует. Балтийским государствам придется закупать пусть и дорогую, но "правильную" энергию.
Евросоюз приложил огромные усилия для того, чтобы отключить страны Балтии от БРЭЛЛ. Еврокомиссия выделила на синхронизацию энергосистем Литвы, Латвии и Эстонии с сетями континентальной Европы 323 млн евро на первом этапе и 720 млн евро – на втором.
Впрочем, у балтийских стран остается еще одна лазейка – поставки из Калининграда, который не входит в кольцо БРЭЛЛ. Доцент РГГУ Вадим Трухачев в комментарии Baltnews рассказал о том, почему ЕС позволит Прибалтике оставить резервные пути получения энергии.
"Вряд ли в критических условиях Евросоюз будет возражать против того, чтобы Литва, Латвия или Эстония искали другие пути получения энергии. К тому же прямого запрета на покупку этого ресурса у России и Белоруссии нет. Но страны Прибалтики не будут этого делать в любом случае. Они останутся без света, но в РФ закупать энергию не решатся исключительно по идеологическим причинам", – уверен эксперт.
Дешевая энергия для избранных
Страны Западной Европы, хоть и требуют от государств Балтии перехода на "зеленую" энергию, сами при необходимости игнорируют правила, которые были ими установлены.
Например, сегодня в ЕС резко возросли закупки угля, который не раз называли самым "грязным" топливом. Его использование в Европе подскочило на 10–15% за прошедшие месяцы 2021 года. В частности, больше угля стали потреблять Германия, Голландия и Польша.
Такое "предательство" экологических убеждений объясняется просто – газа в Европе просто не хватает. Подземные газовые хранилища (ПХГ) заполнены только на треть, а готовиться к зиме нужно уже сейчас.
Вот только стран Балтии, по мнению "ядра" ЕС, это не касается. От импорта электричества из РФ и Белоруссии надо отказаться, свою АЭС в Литве запускать нельзя, горючие сланцы использовать тоже.
Впрочем, помимо идеологии, есть и другой аспект. Полностью отключившись от БРЭЛЛ, страны Прибалтики окажутся зависимыми от поставок из Финляндии и Швеции. Скандинавским странам нужно продавать свою энергию, пусть она и дороже российской. И для этого есть неплохая политическая поддержка.
Например, президент Литвы Гитанас Науседа на протяжении десяти лет являлся советником президента и главным экономистом банка SEB bankas (дочерняя компания одного из крупнейших шведских банков SEB Group). Нет ничего удивительного в том, что Науседа будет заботиться об интересах Швеции, особенно если это соответствует текущей идеологической повестке.
Так что Литве, Латвии и Эстонии придется смириться с потерями для экономики, терпеть перебои в поставках энергии и рекордные скачки цен.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.