"Энтузиазма не видно". В Прибалтике все меньше верят в блокаду БелАЭС

Энергосберегающая лампа

Заместитель главы МИД Литвы заявил, что переговоры с Латвией и Эстонией по вопросу Белорусской АЭС потребуют усилий.

Литва не отказывается от амбициозного плана по достижению договоренности с Латвией и Эстонией по бойкоту электроэнергии Белорусской АЭС (БелАЭС) еще до конца июня, однако переговоры потребуют немалых усилий, считает вице-министр иностранных дел Литвы Альбинас Зананавичюс.

"Первая встреча не наполнила большим оптимизмом, я, конечно, надеюсь, что мы найдем общий язык с Латвией и Эстонией. Пока все идет по плану, естественно, что особого энтузиазма от латвийской и эстонской стороны мы не отмечаем, но переговоры на то и переговоры, чтобы такой интересы был разбужен", – цитирует Зананавичюса "Обзор".

Он отметил, что сомнения латвийской стороны по поводу предоставленных Литвой данных естественны.

"Видно, что есть проблемы с полным признанием без всяких комментариев той информации, которую мы предоставили, и, без сомнений, когда встретятся операторы, им будет доступен более широкий круг информации (…) Скепсис, конечно, в технических дискуссиях – это обычное дело: сколько экспертов, столько и мнений", – заключил Альбинас Зананавичюс.

Ранее эксперты Европейской группы регулирующих органов в области ядерной безопасности по итогам инспекции на БелАЭС сообщили, что безопасность объекта увеличена в ключевых областях.

Стоит отметить, что Литва неоднократно призывала бойкотировать БелАЭС, а также уговаривала своих партнеров к блокировке белорусской электроэнергии, вырабатываемой на станции в Островце.

Как считает президент Фонда научных исследований и развития гражданских инициатив "Основание" Алексей Анпилогов, попытки Литвы навязать Латвии и Эстонии бойкот БелАЭС можно приравнять к нарушению международных торговых норм.

"Фактически это дискриминационные торговые ограничения, которые запрещены нормами ВТО. Сейчас их пытаются мотивировать различными экологическими объяснениями, но если бы была воля со стороны Белоруссии, то можно было бы в ответ начать достаточно болезненные для самой Литвы процедуры торгового спора", – отметил Анпилогов в беседе с Baltnews.

По его словам, основная сложность переговоров с Латвией и Эстонией по вопросу станции в Островце состоит в попытках Литвы каким-то образом вычленить электроэнергию БелАЭС из общего "котла" генерирующих мощностей не только Белоруссии, но и России.

"Но поскольку электроэнергии с БелАЭС в общем энергетическом "котле" России и Белоруссии единицы процентов, то у Москвы и Минска есть возможность, не нарушая никаких обстоятельств, сказать, что энергия, которая поступает на рынок Латвии и Литвы, не является электроэнергией, произведенной на БелАЭС", – резюмировал Алексей Анпилогов.

Ссылки по теме