Литва на днях презентовала очередную методику блокирования электроэнергии с БелАЭС. Во время поездки президента Эстонии в республику официальный Вильнюс не упустил возможности переманить Таллин на свою сторону, заявив о том, что странам Балтии в отношении белорусской станции необходимо действовать в одном ключе. Однако уже сейчас очевидно, что план Литвы снова не сработает – пока страны находятся в БРЭЛЛ, электричество БелАЭС будет проникать в Прибалтику.
Недавно глава Эстонии Керсти Кальюлайд находилась с визитом в Литве. Встреча эстонского президента была приурочена к столетию установления дипломатических отношений двух балтийских республик. Президент Литвы Гитанас Науседа вместе со своей коллегой обсудили сразу несколько тем, находящихся в фокусе балтийских стран. Не осталась без внимания и "угроза" со стороны Белорусской АЭС (БелАЭС).
Президент Литвы в очередной раз продекларировал необходимость перекрыть доступ белорусской электроэнергии на балтийский рынок. Науседа выразил надежду, что Литве в скором времени все-таки удастся договориться со своими соседями касательно методологии торговли энергией с третьими странами.
"Для этого нужны технические решения, политическая воля, и вскоре мы будем говорить об этом и на предстоящем в Литве заседании Государственного совета по обороне. Методики действуют только тогда, когда есть общий консенсус всех государств, в противном случае они лишаются силы. Поэтому по данному вопросу нам еще предстоит договариваться с нашими партнерами", – заявил Науседа в ходе встречи.
На это Кальюлайд ответила, что ее страна напрямую не покупает электричество у России, через которую якобы поступает белорусская энергия, однако на эстонском рынке она присутствует. Эффективного механизма по сдерживанию белорусской энергии глава Эстонии не предложила, но посоветовала как можно скорее обложить налогом электроэнергию из третьих стран, где она вырабатывается на "неэкологичных" станциях и имеет преимущество перед "зеленой" энергией Евросоюза.
В результате, как и стоило ожидать, встреча руководителей Литвы и Эстонии окончилась ничем. Стороны согласились, что вопрос электроэнергии с БелАЭС должен оставаться в повестке дня обеих стран, и что нужно постоянно говорить друг с другом о проблеме.
Похоже, власти стран Балтии по-прежнему не хотят признать простой факт – до тех пор, пока они полностью не синхронизируются с европейской электрической системой, отказ от белорусской энергии для Прибалтики невозможен.
Ведущий литовский эксперт в области энергетики Альгирдас Стумбрас отметил, что, если страны Балтии так сильно хотят избавиться от "небезопасных" электронов БелАЭС, им необходимо выйти из энергокольца БРЭЛЛ.
"Мне непонятно здесь, как можно, работая в единой энергосистеме БРЭЛЛ, вдруг сказать, что покупать электроэнергию у Белоруссии не будем. Если мы хотим чего-то другого, то тогда уходим из этого объединения. Это тоже самое как с рукой и ее пятью пальцами. Мы отказываемся от одного пальца, и тогда получается его нужно отрезать или просто им не пользоваться. Но как? Из-за этого потом и складывается такая ситуация", – рассказал Baltnews Стумбрас.
Однако страны Балтии пока не готовы выйти из БРЭЛЛ, так как работы по синхронизации Прибалтики с европейской электрической системой еще не завершены. Дорожная карта по синхронизации электросетей Прибалтики с континентальной Европой, которая была представлена в 2019 году, есть, а сама дорога пока не готова. По планам, "балтийские сестры" должны полностью включиться в электросистему Евросоюза только к 2025 году. Тем не менее, все это не помешало Прибалтике "заранее" отказаться от электричества из Белоруссии.
Не хочешь аварии – не мешай
Накануне визита эстонского лидера в Литве анонсировали новую "немного откорректированную" методику торговли электроэнергией с Россией. В Вильнюсе утверждают, что белорусская энергия физически поступает в Литву через латвийские сети и российско-латвийскую перемычку. Таким образом, Литва потребляет электроэнергию из Белоруссии и платит за нее.
По данным Комитета национальной безопасности и обороны Литвы, в общем балансе потребления электроэнергии республики около 12% приходится на Белорусскую АЭС. В некоторые дни Литва потребляет около 50% белорусской энергии. Если ситуация не изменится, то за год Вильнюс заплатит за белорусскую энергию 120 млн евро.
По словам министра энергетики Литвы Дайнюса Крейвиса, новая система торговли электроэнергией, в отличие от предыдущей, предотвратит проникновение в Прибалтику электричества с БелАЭС и будет приемлема для всех трех сторон.
"Ее главный принцип заключается в том, что попадание электроэнергии, которой будет вестись торговля на рынках стран Балтии, возможно только через физические сечения, провода Латвии и Эстонии… Торговля физическим потоком, который идет через границу Литвы, не осуществляется", – сообщил Крейвис.
Глава литовского Минэнерго надеется, что Вильнюс сможет согласовать методологию с Латвией и Эстонией к концу июня. Если же договориться с соседями не получится, то предусмотрен "план Б", который позволит претворить в жизнь "анти-островецкий закон".
Старания Вильнюса, направленные на блокировку белорусской электроэнергии, снова потерпят крах, полагает Стумбрас.
"Конечно, новая методология ничего не изменит. Тогда нужно, чтобы в Сейме решили, что закон Кирхгофа и другие физические законы в Литве не работают. Если это примем, тогда все нормально. Но правда в том, что физика продолжает действовать", – констатировал эксперт.
Более того, своим бойкотом Литва лишний раз ударяет по собственной безопасности. Так, из-за отказа Вильнюса от белорусского электричества Минск вынужден будет искать новые рынки сбыта, что повлияет на загруженность БелАЭС и, как следствие, создаст перепады в системе.
"Если мы не будем покупать энергию с Белорусской АЭС, то это снизит надежность станции, так как некому будет давать электроэнергию. Любая разгрузка и регулировка атомных станций очень опасна. Это как с самолетом – опасней всего, когда он взлетает и приземляется. На атомных станциях чаще всего аварии происходят именно тогда, когда меняется режим. Если мы не хотим, чтобы Вильнюс пострадал от аварии, то нужно стараться, чтобы Островецкая станция работала как можно надежней", – подчеркнул Стумбрас.
В поисках доказательств
Несмотря на то, что Латвия и Эстония выражают солидарность с Литвой в вопросе блокировки белорусской электроэнергии, странам все еще тяжело найти взаимопонимание по этой теме. Официальная Рига старается не комментировать происхождение электричества и объясняет рост его объемов похолоданием.
По словам заместителя гендиректора Института национальной энергетики Александра Фролова, недопонимание между странами возникает из-за того, что каждая из них преследует свои цели, а Литва, в частности, пытается доминировать в Прибалтике и диктовать соседям свои условия.
"У стран Балтии интересы и возможности разные. Литва на протяжении последних десяти лет демонстрирует странное желание доминировать в регионе и стремится стать то газовым хабом, то электрическим. То есть быть центром распределения энергии и принятия решений в Прибалтике. В данном случае мы видим продолжение этой политики", – отметил Фролов.
Литва где-то глубоко внутри все-таки предполагает, что когда-нибудь у нее появится новая АЭС. Литовские власти не могут пережить "безобразие" в виде Островецкой АЭС, потому что если рядом у Белоруссии есть атомная станция, то продавать электроэнергию с некой предполагаемой будущей электростанции в Литве в Латвию и Эстонию уже экономически бессмысленно.
Не дождавшись от Латвии четкого ответа, Литва по традиции обратилась за помощью к Евросоюзу. Ранее Европарламент с подачи Вильнюса принял резолюцию по БелАЭС с требованием приостановить запуск станции из-за опасений, связанных с ее безопасностью. В Минске такое заявление назвали наглядным примером применения двойных стандартов.
В скором времени также состоится трехсторонне заседание Плана объединения балтийского энергетического рынка (BEMIP) Балтии и Еврокомиссии, на котором Литва представит новую методику недопущения энергии с БелАЭС.
Между тем, Белоруссия продолжает выполнять требования МАГАТЭ и регулярно проводит стресс-тесты для повышения безопасности станции. В начале февраля БелАЭС посетили эксперты Миссии Европейской группы регулирующих органов ядерной безопасности (ENSREG), где они ознакомились с ходом безопасного запуска станции.
Европейская комиссия не является компетентным органов в вопросах энергетической безопасности, поэтому она не может навязывать Белоруссии свои требования по станции, считает Фролов.
"Евросоюз – это всегда конкретные люди. Более того, с конкретным гражданством. Если они приняли какое-то официальное решение, то какой вес оно имеет? Никакого? Понятно, хорошо. Здесь главное, есть ли у МАГАТЭ вопросы. Если нет, то до свидания", – резюмировал эксперт.