Историческое событие, которое "встряхнет" ближнее зарубежье: запуск БелАЭС не за горами

Белорусская АЭС, архивное фото

Анастасия Савинова

Скорый запуск БелАЭС изменит Восточную Европу и постсоветское пространство, ведь на карте мира появится еще одно государство с ядерной энергетикой.

Начало работы БелАЭС станет толчком к углублению интеграции Белоруссии России, изменит структуру экономики республики и повлияет на расстановку сил на энергетическом рынке Европы. Эти вопросы и их политический контекст обсудили участники онлайн конференции "Мирный атом в Беларуси: выгоды и перспективы".

Официальные представители ведомств Союзного государства – Белоруссии и России, а также эксперты в области энергетики и мирного атома выделяют несколько ключевых моментов, которые станут результатом запуска БелАЭС. Речь идет о перспективах, которые открывает данный объект ядерной энергетики. И эти перспективы огромны. О них говорили участники конференции Центра изучения перспектив интеграции (ЦИПИ) "Мирный атом в Беларуси: выгоды и перспективы".

БелАЭС как ядро развития интеграции

9 августа 2011 года фактически стартовало строительство БелАЭС. А запуск первого энергоблока состоится уже совсем скоро. По данным Минэнерго республики Беларусь (РБ), строительно-монтажные работы по первому энергоблоку выполнены на 98%.

"Буквально через пару-тройку недель ожидаем уже запуск атомной станции. Мы ждем загрузку ядерного топлива и так называемый этап начала физического пуска атомной станции. Сроки как никогда короткие. Такие работы обычно проводятся за десять лет, а мы их за восемь лет провели.

Завершение строительства – это не просто знаковое событие с точки зрения политической задачи для Союзного Государства и РБ. Мы переходим на новый этап повышения энергоэффективности государства", – заявил заместитель государственного секретаря Союзного государства Алексей Кубрин.

БелАЭС
БелАЭС

БелАЭС станет толчком к многомерному сотрудничеству между Минском и Москвой в области энергетики и смежных отраслях экономики. Этот проект станет одним из центральных с точки зрения углубления интеграции, считает доцент МГИМО Михаил Лысенко.

"Если смотреть в перспективу, то это только начало многомерного сотрудничества с явным синергическим эффектом. Причем оно даст выгоды не только двум нашим странам. Запуск Белорусской атомной станции даст стимул для развития ядерного рынка на постсоветском пространстве. Этот успешный проект может стать референтным, то есть модельным. Его можно будет технически "клонировать" в других странах региона", – считает эксперт.

Аналогичной позиции придерживается и директор ЦИПИ Сергей Рекеда. По его словам, проект БелАЭС станет знаковым событием и даст серьезный толчок для развития экономики Белоруссии, Союзного государства и всего ЕАЭС.

"На данный проект в будущем будут ориентироваться и наши коллеги из других стран. В данном случае Россия и Белоруссия выступают образцом ля подражания в части развития интеграционных отношений, энергетического сотрудничества", – считает Рекеда.

Эту точку зрения поддерживает и Министерство энергетики РБ. Так, по словам Директора департамента ядерной энергетики ведомства Василия Полюховича, проект станет серьезным толчком для развития страны и углубления интеграции в рамках Союзного государства.

Экономический потенциал БелАЭС

Пример БелАЭС как уникального технологического проекта имеет большую общественную значимость не только с точки зрения углубления интеграции – станция в Островце имеет огромный экономический потенциал.

БелАЭС – это важный интеллектуальный и технологический импульс, считает Полюхович.

"Это историческое событие для Белоруссии. Это то качественное изменение энергосистемы, которое позволит обеспечить 40% потребления электроэнергии. В августе начнется загрузка ядерного топлива в реактор и произойдет физический пуск станции", – рассказал Полюхович.

Действительно, появление БелАЭС не просто знаковое событие с точки зрения реализации важного для Союзного Государства и РБ политического проекта, но и с точки зрения экономики, поскольку такой объект позволит Белоруссии уйти от зависимости от углеводородов. Это знаковый момент с точки зрение модернизации всего топливно-энергетического комплекса.

Кроме всего прочего реализация проекта открывает большие перспективы в развитии белорусского производства, отмечает Кубрин.

"Раз мы будем иметь дополнительный источник электроэнергии, то необходимо реализовывать энергоемкие проекты. То есть можно переходить к созданию таких производств, которые потребляют большое количество энергии. Также Беларусь может выступить полноценным источником энергии на всех этапах функционирования высокоскоростной магистрали. Такие возможности появляются благодаря БелАЭС", – рассказал он.

Помимо этого, можно ожидать и изменение функционирования всей экономической системы государства. Появится необходимость в новых рабочих местах и квалифицированных кадрах, подготовкой которых уже занимаются профильные кафедры белорусских вузов.

"Мы ожидаем привлечение специалистов в те направления энергетики, которые являются наиболее экологически чистыми и самыми развитыми в мире. Мы станем первым государством Восточной Европы и постсоветского пространства в целом, которое переходит на новый этап "зеленой энергетики", – подчеркнул Кубрин.

Учебно-тренировочный центр БелАЭС
© Sputnik / Виктор Толочко.
Учебно-тренировочный центр БелАЭС

Отмечая важную экологическую составляющую строительства БелАЭС, заведующая сектором института экономики НАН РБ Валентина Цилибина также подчеркнула, что Островецкая станция станет важным проектом "зеленой экономики".

"Ввод станции внесет большой вклад в экологическую составляющую: снижение выбросов парниковых газов составит порядка 7-10 млн тонн ежегодно. Тем самым РБ сможет выполнить свои обязательства в рамках Парижского соглашения по климату", – сообщила она.

Кроме того, реализация проекта станет толчком к развитию и сопутствующих технологий, таких как средства накапливания энергии. Все то, что когда-то казалось сложно достижимым, уже сегодня становится частью реальности. 

Как отметил Сергей Рекеда, экспортоориентированность белорусской экономики в контексте БелАЭС означает также и рост конкурентоспособности белорусской̆ промышленности, в особенности энергоемкой продукции в целом.

Международный контекст

Помимо экономической выгоды, БелАЭС несет собой трансформацию энергетической системы Европы. И кому-то, естественно, это приходится не по душе.

Соседняя Литва с момента начла строительства БелАЭС вступает категорически против объекта. Недавно президент республики Гитанас Науседа заявил о том, что Вильнюс не позволит Минску использовать на нужды станции ресурсы Круонисской ГЭС, а в случае нештатной ситуации на атомной станции в Островце услуги литовской ГЭС "дорого обойдутся Белоруссии".

"Ожидать каких-то проблем, которые пугают Литву, не приходится даже в теоретическом плане. Станции не нужны никакие резервные источники питания. Неоднократно экспертизы МАГАТЭ подтвердили, что уровень безопасности БелАЭС на сегодня является одним из самых высоких в мире", – заявил Baltnews Кубрин.

Также заместитель государственного секретаря Союзного государства подчеркнул, что подобного рода заявления являются очередным ничего не означающим политическим выпадом в сторону Минска. Однако эти попытки "уколоть" РБ бесполезны – станция будет запущена, несмотря на деструктивное поведение Вильнюса.

"Такие заявления нельзя трактовать иначе как очередной политический выпад для того, чтобы попытаться уколоть своего соседа исходя из того, что свои возможности в ядерной энергетике Литва упустила по ряду причин. А понимая, что Белоруссия на две головы в энергетическом обеспечении будет стоять выше Литвы, хочется хоть как-то уколоть. Никакого практического влияния подобные заявления оказать не могут", – считает он.

Однако литовские политики часто собирают различные слушания на тему бойкотирования БелАЭС и рисков экстремальных ситуаций на станции. Как напомнил Александр Хамаза, директор Научно-технического центра ядерно-радиационной безопасности России, БелАЭС относится к поколению станций 3+, что означает самые высокие стандарты безопасности.  

"Это продвинутое эволюционная станция с реактором типа ВВЭР. Зарубежными экспертами и МАГАТЭ признано, что станция обеспечен всеми системами безопасности – как пассивными, так и активными. И в случае любой нештатной ситуации независимые электрогенераторы обеспечат работу всех систем безопасности безо всяких перегревов и так далее", – подчеркнул Хамаза.

Но претензии Литвы не исчерпываются высочайшими стандартами безопасности БелАЭС. Власти снова решили провести учения по отработке действий на случай аварии, которые уже проводились годом ранее. Как считает шеф-редактор Информационного агентства Baltnews Андрей Стариков, литовские политики используют БелАЭС для решения своих электоральных задач – особенно в преддверии выборов в Сейм.

"Литовским политикам БелАЭС необходима не меньше, чем Минску. Так называемым консерваторам эксплуатация этой темы нужна для решения внутриполитических и электоральных задач. Это банальная схема, но она работала тысячелетия и продолжает работать. То есть нужно выдумать угрозу, продать избирателю собственные политические услуги по "защите" населения о этой "угрозы". Критики БелАЭС не могут предложить альтернативную содержательную политическую повестку. Поэтому они и эксплуатируют эту "угрозу", – считает Стариков.

Эксперт напомнил о том, что изначально, вступая в должность, президент Литвы Гитанас Науседа заявил о намерении наладить отношения с соседней Белоруссией. Однако теперь власти балтийской страны демонстрируют еще более категоричную позицию по БелАЭС, нежели в период каденции экс-президента Дали Грибаускайте.

Новый президент Литвы Гитанас Науседа и бывший президент Литвы Даля Грибаускайте на церемонии инаугурации в Вильнюсе, 12 июля 2019 года
AP Photo / Mindaugas Kulbis
Новый президент Литвы Гитанас Науседа и бывший президент Литвы Даля Грибаускайте на церемонии инаугурации в Вильнюсе, 12 июля 2019 года

"Была надежда на прагматизацию политического курса Литвы. Однако внешний вектор политиков республики мешает президенту реализовать эту задачу. Внешнеполитический курс Литвы продолжает по инерции основываться на доктринальных документах консерваторов", – подчеркнул он.

Литва в течение долгого времени пытается убедить Латвию и Эстонию в том, что необходимо закрыть для Белоруссии доступ к балтийскому рынку электроэнергии, чтобы электричество с "опасной" БелАЭС не попало к потребителям республик. Однако эта ситуация стала еще одним подтверждением того, что энергетические и инфраструктурные проекты вбивают "клин" между "балтийскими сестрами", отметил Стариков.

"Литве не удалось создать единый политический блок, который торпедировал бы БелАЭС на уровне Восточной Европы и на уровне стран Балтии. Этот проект рассинхронизировал внешнюю политику Литвы. Как итог, БелАЭС будет запущена, а литовским политикам останется пройти путь от отрицания к признанию и смирению. И чем быстрее они его пройдут, тем меньше электоральных очков они потеряют", – заключил эксперт.

И все-таки, а куда будет поставляться электроэнергия с БелАЭС? Особенно в контексте выхода стран Балтии из БРЭЛЛ в 2025 году.

"Дискуссия касаемо импорта электроэнергии с БелАЭС в странах Балтии продолжается. У республик нет единого мнения касаемо этого. То есть если Литва выступает резко против этого, то остальные страны весьма задумываются и смотрят и на экономику импорта: как и сколько можно сэкономить и купить более дешевую электроэнергию. Кроме того, все в реальности понимают, что это надежный объект, и никуда от него не деться. Зачем бойкотировать его, когда он наоборот открывает большие возможности?!", – задался вопросом эксперт Финансового университета при Правительстве РФ Игорь Юшков.

Он отметил, что энергия с БелАЭС, вполне возможно, будет попадать транзитом в Литву. Однако стремление Вильнюса не пустить белорусское электричество на свой рынок противоречит антимонопольному законодательству Евросоюза, напоминает эксперт.

"Для всех было бы достаточно перспективным и благоприятным сценарием, если бы энергия с БелАЭС поступала в Польшу. Потому что Польша заявляет о том, что с 2022 года откажется от закупки российского газа. Если она откажется от него полностью, то тогда бы России было выгодно, если бы электроэнергия со станции прошла в Польшу,  и не было бы тогда межтопливной конкуренции с российским газом", – считает эксперт.

Таким образом, появление БелАЭС изменит не только расстановку сил не только на экономической, но и на политической карте мира. Нас ожидает серьезная трансформация энергетической, экономической и политической картины в Восточной Европе. И сейчас странам региона предстоит решить – быть на ней в качестве победителя или проигравшего во всех сферах сразу.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме