Решение о вводе в эксплуатацию Белорусской АЭС (БелАЭС) должно приниматься компетентными техническими службами, а не политиками, считает ведущий литовский эксперт в области энергетики Альгирдас Стумбрас.
"Если есть недоделки, то значит необходимо требовать их устранить, а потом запускать. Работа атомной станции разрешается не по политическим мотивам, а чисто по техническим соображениям, и политикам нечего здесь вмешиваться", – заявил Стумбрас порталу Baltnews.
Эксперт подчеркнул, что в Европе расстояния между атомными станциями и городами значительно меньше, а в СССР АЭС должны были находиться на расстоянии не менее 30 километров от крупных городов.
"В Западной Европе расстояния гораздо ближе. В Советском Союзе до больших городов атомные станции должны были строиться на расстоянии 30 километров, но я не знаю, действует ли сейчас эта норма. Если в России и Белоруссии это до сих пор 30 километров, то тогда это соответствует, так как Вильнюс находится в 50 километрах", – пояснил Стумбрас.
По словам литовского эксперта, требование построить БелАЭС гораздо дальше от границы с Литвой нереализуемо, так как в противном случае атомная станция находилась бы слишком близко к Минску.
"Некоторые считают, что необходимо 100 километров (расстояние от АЭС до крупных населенных пунктов – прим. Baltnews), но тогда приблизится к Минску. Тогда от Минска будет меньше расстояние до АЭС. Для того чтобы найти место, при котором всем бы было удобно, нужно выходить из реальных условий", – резюмировал Стумбрас.
Отметим, в четверг, 16 июля, президент Литвы Гитанас Науседа провел заседание Государственного совета обороны (VGT) накануне скорого запуска БелАЭС. Собрание было посвящено способности Литвы защитить население республики и окружающую среду. В ходе заседания также обсуждался вопрос готовности правительства реагировать на угрозы, создаваемые электростанцией.
Напомним, Литва на законодательном уровне признала деятельность БелАЭС угрозой национальной безопасности. Вильнюс выступает против начала работы АЭС Белоруссии на основании того, что якобы не были соблюдены все меры предосторожности. Однако в Минске утверждают, что все технические требования были выполнены.