"Маски сброшены". Как Литва пришла на СПГ-шоу и проиграла

Терминал СПГ
BALTNEWS.lt

Политолог Александр Носович объяснил, как простых литовцев заставили оплачивать СПГ-бизнес России и США.

Литва закупила крупнотоннажную партию сжиженного природного газа с завода "Ямал СПГ". Покупка российского газа для СПГ-терминала в Клайпеде становится системным процессом для республики, пишет политолог Александр Носович на RuBaltic.ru.

"После нескольких пробных закупок небольших партий российского СПГ маски сброшены. Литва перестала делать вид, что сотрудничество с российскими энергетиками – это разовые акции, за которыми стратегически ничего нет, и покупки российского сжиженного газа – ничто по сравнению с крупными партиями газа из Катара и Норвегии. Теперь с поставками российского СПГ все масштабно и серьезно, так что ни один литовский чиновник не сможет заявить, что "это ничего не значит", – отмечает Носович.

Примечательно, что партию российского СПГ Литва получила не напрямую у "Ямал СПГ", а через посредника – французскую компанию Total.

"Для чего это было сделано? Для того чтобы правительство Литвы могло оправдаться перед избирателями и самим собой, что по документам полученный газ – не российский. Ведь иначе что получается: СПГ-терминал в Клайпеде, созданный как альтернатива российскому газу, плотно и окончательно подсел на российский газ?" – объясняет Носович.

Таким образом, литовские политики воспользовались посредниками, что отразилось на конечной цене товара. По мнению политолога, этот факт свидетельствует о том, что все пять лет истории с СПГ-терминалом литовские власти работали в интересах третьих стран, заставляя обычных граждан платить за то, что выгодой для страны не является.

Кому выгоден СПГ-терминал в Литве?

Носович отмечает, что изначальным выгодополучателем от литовского СПГ-терминала были США: им было необходимо переформатировать европейский газовый рынок, чтобы он перешел к разовым контрактам на поставки отдельных партий СПГ от долгосрочных контрактов на поставку трубопроводного газа.

"За океаном к тому времени свершилась сланцевая революция, однако тянуть в Европу газопровод по дну Атлантического океана было нереально. Чтобы обеспечить рынок для своего экспорта, американцы решили поменять правила игры, рассчитывая по новым правилам уделать россиян одной левой в битве за поставки газа в Европу", – объясняет Носович.

Преследуя эту цель, в Вашингтоне стали навязывать своим сателлитам строительство СПГ-терминалов. В Прибалтике для этого в 2012 году был открыт Центр энергетической безопасности НАТО.

"Литовскую Республику, всегда готовую словом и делом доказать свою преданность союзническим обязательствам перед американцами, долго уговаривать не пришлось. Президент страны Даля Грибаускайте, презрев все сомнения и вопросы, во сколько обойдется литовцам своя регазификационная установка и сколько будет стоить получаемый от нее газ, распорядилась арендовать у Норвегии плавучий СПГ-терминал Independence и с невообразимой помпой завезла его в Клайпеду", – пишет политолог.

В результате СПГ-терминал пришлось оплачивать простым литовцам. Однако если раньше Вильнюс объяснял это тем, что с помощью Independence у них есть альтернатива российскому газу, то теперь все окончательно запуталось, отмечает Носович:

"К полному потрясению правящих в Литве русофобов, Россия приняла брошенный американцами вызов и теперь обыгрывает их на их же поле, превращая новейшие европейские СПГ-терминалы (в том числе открытый под антироссийскими лозунгами литовский) в инструменты своей бизнес-экспансии на СПГ-рынки. Вашингтону удалось поменять правила игры и добавить к долгосрочным контрактам на поставки трубопроводного газа спотовые поставки СПГ. Однако Россия моментально адаптировалась к новым условиям и сегодня уже обгоняет по экспорту СПГ Соединенные Штаты".

Российские компании воспользовались инфраструктурой по приему СПГ и вышли на европейский рынок с выгодным предложением. Примечательно, что вся инфраструктура по приему СПГ изначально создавалась против России, уточняет Носович:

"Литва, с самого начала работавшая на обеспечение интересов США, невольно обеспечила интересы России, снабдив ее готовыми условиями для новой газовой экспансии в Европу: открывшимися возможностями уже пользуются другие страны ЕС, которые регазифицируют российский СПГ через клайпедский Independence. При этом самой Литве от энергетических эскапад ее истеблишмента толку ноль. Российский трубопроводный газ в любом случае дешевле сжиженного, и закупать российский СПГ приходится только потому, что любой другой – еще дороже".

В результате энергетическая политика работала в интересах всех, кроме самой Литвы: на "энергетической независимости" республики заработала Норвегия, Россия, Франция (с помощью получения наценки за посредничество).

"Так что выиграли все. Кроме литовцев, которые уже пять лет тянут "ношу" "энергетической независимости", оплачивая своими налогами чужую пользу", – резюмирует Носович.

Ссылки по теме