Впредь Литве придется в одиночестве воевать против Белорусской атомной электростанции, которую Минск планирует запустить в тестовом режиме уже к концу текущего года. А к середине 2020 года АЭС выведут на планируемую мощность.
Визиты Науседы
Августовские визиты президента Литвы Гитанаса Науседы в Ригу и Таллин подтвердили худшие опасения: соседние столицы даже не планируют поддержать официальный Вильнюс в его многолетней войне против Белорусской АЭС, которую Минск при участии российской госкорпорации "Росатом" заканчивает строить по соседству с районным центром Островец Гродненской области.
В комментариях для СМИ, которые Науседа дал 16 августа после возвращения из Латвии, ему не удалось скрыть разочарований, хотя и пытался амортизировать эффект не лучшей новости.
Глава государства высказал сожаление о решении официальной Риги покупать электроэнергию на БелАЭС, но тут же признался: этот шаг не был абсолютно неожиданным. В том смысле, что в президентуре и в правительстве Литвы прогнозировали подвох со стороны братьев-соседей.
Недаром премьер Саулюс Сквернялис еще в начале лета назвал их конкурентами, а не единомышленниками.
После анализа внутренней ситуации выяснилось: правительство Латвии приняло политическое решение, даже не завершив консультации с литовским Минэнерго. Как только Литва прекратит торговлю электроэнергией с Белоруссией, она пойдет через латвийскую границу. "О чем приходится только сожалеть", – резюмировал президент.
Через 10 дней Науседе пришлось сожалеть уже относительно позиции Эстонии. В Таллине 20 августа президент Керсти Кальюлайд уклонилась от однозначного ответа: "Эстония не рассматривает возможность использовать электроэнергию по соединениям нашей страны и России", – дипломатично указала Науседе на порог Керсти Кальюлайд.
Беда Литвы в том, что и при Дале Грибаускайте, и с приходом на высший государственный пост Гитанаса Науседы политическая и чиновничья часть общества рассчитывала на безоговорочную победу в войне против Минска. Почти 10 лет Литва надеялась на бойкот импорта электроэнергии, который может остановить проект сооружения АЭС. Но партнеры по региону и Европейскому союзу исключительно вяло поддержали эту инициативу. Даже можно сказать, не поддерживали вовсе, если не считать политических заявлений.
В итоге Вильнюс докатился до того, что глава государства вынужден признать: "Надеяться остановить одними экономическими рычагами электростанцию, которая построена уже на 90%, пожалуй, было несколько наивно".
Он добавил: "Останавливать надо было в 2011–2012 годах, когда мы подписывали коммюнике о сотрудничестве с Белоруссией в сфере атомной энергетики. Во всяком случае, я мог бы показать оригинал этого документа. Сегодня поезд далеко ушел. Тем не менее нам самим не стоит поощрять развитие этого неустойчивого и небезопасного проекта".
Роль Брюсселя
Сегодня в Минэнерго Литвы убеждены, что для достижения победы в войне против минского ядерного проекта остался единственный шанс – максимально быстрый выход из единого постсоветского энергетического кольца БРЭЛЛ – энергообменного союза Белоруссии, России, Эстонии, Латвии и Литвы, рубильник от которого находится в "московской диспетчерской", как любят подчеркнуть литовцы.
После официального выхода России из Энергетической хартии Европы и Договора к ней в 2008 году тогдашнее руководство ЕС начало активно противодействовать энергетическим интересам России. С 2009 года страны Балтии стали готовить свои энергосистемы к выходу из БРЭЛЛ. Развод и прощание с "немытой Россией" намечались на 2020 год.
Прошло десять лет, и неожиданно Брюссель отодвинул сроки до конца 2025 года.
По словам бывшего министра энергетики Арвидаса Секмокаса, Литве предстоит минимум "пять лет оплачивать содержание и эксплуатацию атомной станции в Белоруссии, поскольку страна все это время неизбежно будет оставаться составной частью единой постсоветской системы БРЭЛЛ".
Действующий министр энергетики Жигимантас Вайчюнас сравнил ближайшую пятилетку с черной дырой, в которой бесследно исчезает материя. Еще и поэтому в Вильнюсе с удвоенной силой намерены рвать отношения с БРЭЛЛ. Но ситуация в Европе изменилась кардинально. Хотят сегодня прибалты или не желают, им все равно предстоит покинуть постсоветский восточно-европейский энергетический союз. Правда, не бесплатно, как планировалось десятилетие назад. Например, официальному Вильнюсу предстоит выложить за развод 1,5 миллиарда евро – это 10% солидарного государственного бюджета.
Перейти Рубикон
Мы подошли к Рубикону, пересекать который в Литве мало кто осмеливается. Эксперты в области энергетики помалкивают, журналисты стараются не совать носы в такие темы, чем только помогают дурачить наивных налогоплательщиков. Именно из их карманов государство намерено вынуть 1,5 млрд евро, чтобы расплатиться с БРЭЛЛ. Руководство утверждает, что сознательно, ради достижения полной энергетической независимости, идет на такие фантастические расходы.
Мол, рассчитаемся и уведем страну в мир энергетической независимости. На самом деле Вильнюс делает этот шаг по команде из Брюсселя, который пока не обещает ни цента на болезненную операцию. Предстоит платить своими, но обратной у Вильнюса дороги нет.
Вот почему. Европа в настоящее время осуществляет грандиозный энергетический проект ENTSO-E. Он объединит в одну все энергосистемы 34 государств от Пиренеев до Финляндии и Норвегии. Энергетические системы Прибалтики географически расположены так, что большая синхронизация в интересах ENTSO-E без решения проблемы территории Прибалтики невозможна технически.
Поэтому никакой самостоятельности и самодеятельности ЕС и не думает позволять Литве, Латвии и Эстонии. Брюссель жестко диктует правила игры и принуждает маленьких партнеров терпеть до 2025 года.
В этом контексте все слова литовских политиков звучат для успокоения собственного населения и для того, чтобы активно поучаствовать в информационной войне против России. А в это же время европейские чиновники и еврокомиссары ведут активный диалог "Россия – ЕС". Это диалог профессионалов очень высокого уровня, которые отдают себе отчет в том, что Европе на каком-то этапе может банально не хватить собственной базовой генерации. И тогда единственной палочкой-выручалочкой станет Россия. Но, насколько нам известно, литовских экспертов в области энергетики к большому переговорному столу не допускают.
Наверное, из высоких брюссельских кабинетов лучше видно, кому можно поручать ответственные дела, а кем достаточно просто командовать.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.