Евросоюз начинает сворачивать антикризисную программу помощи предпринимателям и возвращается к прежней "нейтральной" налоговой политике, которая была значительно смягчена для преодоления последствий пандемии.
Считается, что это поможет остановить рост инфляции, в значительной мере вызванной закачиванием денег в экономику во время "коронавирусного" кризиса. В Брюсселе полагают, что с ним практически покончено, но ожидают нового витка проблем из-за событий на Украине.
Последовав рекомендациям Брюсселя, министры финансов стран еврозоны на встрече 14 марта пришли к выводу о необходимости ужесточить налогово-бюджетную политику в следующем году, сворачивая длящиеся три года "коронавирусные" антикризисные программы вливания миллиардов евро в экономику. Правда, это решение как бы не окончательное и может быть пересмотрено, если события на Украине и санкции против России, а также ее ответные меры вынудят Евросоюз вновь спасать частный бизнес и рабочие места.
Брюссель считает необходимым перейти к "нейтральной фискальной позиции в следующем году", прекратив наращивание долгов.
"Неопределенность значительно возросла", – говорится в решении Совета, отметившего, что все экономические последствия кризисов еще предстоит определить. – "И к ним добавляются риски, связанные с продолжающимися проблемами с цепочками поставок, более высокими ценами на энергоносители и инфляцией, которые остаются высокими дольше, чем ожидалось ранее".
Инфляция в этом обосновании – ключевое слово.
Европейский центральный банк прогнозирует, что среднее значение инфляции в этом году превысит 5% и не снизится до требуемых "уставом" ЕЦБ 2% в следующем году. Рост еврозоны в этом году окажется на 0,5% медленнее, чем ожидалось ранее, но все же составит 3,7%, а в следующем году будет равен 2,8%. Следует учитывать также, что разброс показателей в странах евро чрезвычайно велик. У некоторых дела намного хуже, чем в целом по Евросоюзу.
"Средние по еврозоне" темпы инфляции, похоже, имеют лишь гипотетическое отношение к Эстонии, поскольку здесь она составит, как говорят эксперты госбанка страны, примерно 12%, а рост экономики ожидается отрицательный. Население страны, похоже, не успевает следить за мельканием цифр на ценниках в магазинах и на табло бензозаправочных станций.
Прогнозы ЕЦБ оказались "слишком оптимистичными"
Ранее президент Европейского центрального банка Кристин Лагард заявила, что стремится обеспечить "как можно большую свободу действий" из-за "огромной неопределенности", с которой сталкиваются страны еврозоны. Что в переводе на язык практики означает, что главный банк альянса намерен раньше, чем планировал, отказаться от практики скупки облигаций, то есть от закачивания в экономики дополнительных денег с целью поддержания деловой активности в условиях кризиса. Критики Лагард, кстати, напоминают, что ее прогнозы о "нетрадиционных" и скоротечных причинах высоких темпов инфляции оказались ошибочными.
Но президента ЕЦБ вряд ли можно винить в том, что условия жизни экономики альянса вновь изменились в силу очевидных форс-мажорных обстоятельств. Практически все прогнозы аналитиков относительно скорости выхода из коронавирусного кризиса и снижения темпов инфляции не стоят сейчас усилий, затрачиваемых на их написание и прочтение.
Военный конфликт на Украине и, главное, масштабные санкции, введенные в связи с этим конфликтом против России, сделали бессмысленными все расчеты. Международные логистические цепочки, разрушение которых Лагард называла одной из основных причин инфляции в Евросоюзе, еще более "запутались", а цены на энергоносители – вторая ключевая причина инфляции – подскочили еще сильнее.
Поскольку поделать с этим ни Евросоюз, ни ЕЦБ ничего не могут (отказ от политики санкций как бы не рассматривается), они не в состоянии и остановить инфляцию, но могут ее "купировать", прекратив насыщать экономику избыточными деньгами. И потому банк начинает сворачивать многомиллиардную программу скупки облигаций, посредством которых правительства Евросоюза занимают средства для восстановления и "перестройки" экономик. Ежемесячные чистые покупки этих ценных бумаг, как сообщает ЕЦБ, "составят 40 миллиардов в апреле, 30 миллиардов в мае и 20 миллиардов евро в июне".
Чем беднее европеец, тем меньше его желание "затянуть пояс"
Решение Совета министров финансов стран Евросоюза начать сворачивать программы поддержки частного предпринимательства было вполне ожидаемым. Не то, чтобы можно было говорить о завершении тяжелых времен и возвращении к "обычному бизнесу". Вовсе нет. Но темпы инфляции, то есть рост цен в магазинах и нарастающий ропот населения тревожат правительства сейчас намного больше, чем возможные трудности предпринимателей. Забастовки и демонстрации протеста сейчас были бы очень некстати.
Брюссель и, в частности, вице-президент Еврокомиссии Валдис Домбровскис, отвечающий за дела торговли и посвящающий сейчас много усилий обличению Москвы, якобы намеренной вот-вот напасть на страны Балтии, призывает европейцев затянуть пояса и сплотиться перед лицом "российской угрозы", которую необходимо остановить посредством жестких и очень накладных санкций.
Многие рядовые европейцы полагают, что "затягивать пояса" в общем-то несложно лишь тем, у кого заработки намного выше средних по Евросоюзу, а винить Россию в росте цен несерьезно, поскольку темпы инфляции в странах альянса быстро росли и до начала известных событий на Украине.
Надо заметить, что призывы ряда брюссельских чиновников к европейцам пострадать и перетерпеть трудности ради наказания и изоляции России становятся похожи на высказывания Эди Рама, премьер-министра беднейшей страны Европы, Албании. Тот сказал возмущенным ростом цен соотечественникам, что им должно быть стыдно за многодневные демонстрации протеста, поскольку кроме них никто в странах НАТО не выступает против "последствий войны на Украине".
В заявлении по телевидению Рама назвал "оскорбительным для достоинства этой страны", что люди протестуют, и ему жаль протестующих, поскольку они бросают тень на международный имидж Албании. Ну а провластные средства массовой информации страны попытались представить протесты как часть "российского заговора" с целью "дестабилизации страны", но не сумели представить хоть какие-нибудь доказательства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.