По указанию "сверху": Польша уговаривает ЕС построить автодорогу к портам Украины

Грузовик на дороге, архивное фото
© Sputnik / Евгений Епанчинцев

Илья Круглей

Via Carpatia – проект, который существует на бумаге уже долгие годы. Польша хочет его реанимировать в рамках "Инициативы трех морей", но ответ Брюсселя еще не поступил.

Падение транзита грузов в Прибалтике вынуждает политические элиты и бизнес искать новые пути для перевозки товаров. Решением проблемы мог бы стать проект по созданию новой международной трассы, соединяющий порты Балтии с морскими гаванями Украины. Однако у Via Carpatia есть множество "подводных камней".

Лидер Польши Анджей Дуда в ходе онлайн-саммита, посвященного инициативе "Троеморья", призвал Евросоюз поддержать строительство Via Carpatia. Речь идет об автомобильной магистрали, которая в будущем должна соединить страны Прибалтики с побережьем Черного моря.

На первый взгляд такой проект выглядит многообещающим. Впрочем, это если не вдаваться в детали. Но если это сделать, то тут же всплывет множество вопросов.

Почему он существует лишь на бумаге с 2016 года, а наднациональные структуры ЕС не торопятся выделять под такой проект деньги? Кому он выгоден больше всего? И что еще интересно: как так вышло, что "Инициатива трех морей" больше интересна США, чем странам Старого Света?

Газа не будет, так хоть транзит организуем

Первое, на что следует обратить внимание, – это изначальные цели "Троеморья". Такая инициатива была предложена восточноевропейским странам именно американскими, а не западноевропейскими политиками.

Официальная причина создания подобного проекта – улучшить экономические связи 12 стран Центральной и Восточной Европы. Неофициальная – создать в Европе непреодолимый "ров" (все члены "Троеморья" географически расположены между Старым Светом и Россией), который будет преграждать путь торговле Западной Европы с РФ.

Главная "изюминка" такой инициативы – это создание сети трубопроводов (альтернативных российским) для прокачки природного газа, а также соединение их с новыми СПГ-терминалами на побережье Адриатического, Черного и Балтийского морей. Как утверждали в Белом доме еще в 2016 году, это необходимо, чтобы сделать Восточную и Центральную Европу независимой от российского газа.

Однако проект оказался мертворожденным. Деньги на него ни в Вашингтоне, ни тем более в Брюсселе выделять не хотят, а сами восточноевропейские страны идти на такие расходы тоже не торопятся. В итоге лидеры этих стран стали выпрашивать деньги у ЕС хотя бы на отдельные проекты "Инициативы трех морей", среди которых и вспомнилась автомобильная трасса Via Carpatia.

Казалось бы, раз уж создать инфраструктуру для американского СПГ не удалось (слишком уж высокая волатильность у этого продукта, причем довольно часто его стоимость выше трубопроводного газа), так почему бы не попробовать идею с увеличением транзита грузов по автодорогам?

По крайней мере, так думает польский глава Анджей Дуда. По его словам, Варшава уже начала вести диалог касательно решения этого вопроса с разными институтами Европейского союза. Надо отметить, что без их помощи точно не обойтись.

"Подобная магистраль может создать центры роста по всей протяженности трассы и способствовать развитию разных отраслей. Она позволит разгрузить другие дороги на континенте, что улучшит экологическую ситуацию и снизит объем вредных выбросов. Однако это проект масштабный, а значит, он может потребовать много средств", – объясняет Дмитрий Баранов, ведущий эксперт УК "Финам Менеджмент".

Необходимо создать привлекательные условия для таких инвесторов вне зависимости от страны, выработать единые нормы и правила, обеспечить гарантии возврата средств.

На это, по мнению Дмитрия Баранова, может уйти какое-то время. Эксперт также подчеркнул, что в случае с Via Carpatia важно обеспечить ритмичность работ в каждой стране по трассе магистрали, чтобы она была готова на всем протяжении в одно время. Только это даст возможность быстрее возвращать вложенные средства.

Идея хорошая, но реализовывать ее не будем

В проекте потратить серьезные суммы (которые, кстати, до сих пор не озвучены) на новые трассы, соединяющие Черное и Балтийское моря, есть несколько изъянов, которые делают его сомнительным с экономической точки зрения.

Еще один важный момент – правительства стран Балтии, в отличие от Дуды, почему-то особой активности и радости по поводу проекта Via Carpatia не испытывают и с готовыми документами на подписание в Брюссель не торопятся.

"ЕС не спешит выделять средства на проект Via Carpatia, поскольку его выгода не очевидна для всей Еврозоны. Речь ведь не идет о строительстве новых автотрасс, а скорее о том, чтобы разные дороги разных стран (от Польши и Прибалтики до Украины и Турции) привести к единому стандарту, модернизировать и так далее", – рассказал в комментарии для Baltnews Артем Деев – руководитель аналитического департамента AMarkets.

"Соответственно, больше всего от проекта выигрывают Польша и Украина, которые могут получить дополнительный рост прибыли за счет развития туризма и смежных отраслей, а также за счет транспортных сборов. Но для других стран-участниц проекта, в том числе и балтийских республик, этот проект означает лишь небольшие деньги от ЕС на модернизацию трасс и все", – поделился мнением эксперт.

Артем Деев также подчеркнул, что Латвия, Литва и Эстония больше заинтересованы в увеличении транспортных потоков, роста транзита и увеличения туристической привлекательности своих государств. Проблема в том, что развитие дорог (особенно Via Carpatia) к такому эффекту не приведет.

Польша видит себя лидером русофобских проектов >>>

"ЕС наверняка ожидает, что рано или поздно проект получит какой-то единый, понятный и прозрачный бизнес-план. Но его спустя пять лет так и нет. Страны только подписывают разные соглашения, которые больше похожи на фиксацию намерений и только", – говорит эксперт.

"Если Европарламент получит конкретный документ, где будут обозначены реальные плюсы для ЕС и его отдельных стран, тогда может идти речь и о финансировании. Пока же проект Via Carpatia остается очень "сырым", а призывы его поддержать останутся без ответа", – резюмирует Артем Деев.

Стоит добавить, что Брюссель весьма холодно относится к таком проекту еще и потому, что его изначальная цель принадлежит американским политикам. По их задумке, главная цель "Инициативы трех морей" – саботировать торговые отношения России и ЕС, а уже потом, если получится, приносить пользу восточноевропейским странам.

При этом сам Вашингтон выделять средства на отдельные составляющие "Троеморья" (вроде Via Carpatia) не собирается, делегируя эту обязанность Евросоюзу.

Однако направление "Север – Юг" бизнес Германии, Нидерландов или Франции особо не интересует. Товары с высокой добавленной стоимостью отправляются из Западной Европы (где сосредоточены основные промышленные мощности ЕС) либо на восток, либо в порты. Автотрасса из Прибалтики на Украину им никаких серьезных преимуществ в логистике не даст.

Есть дорога, нет товаров

Постройка международных коммуникаций, будь это автотрасса, трубопровод или даже паромная переправа, всегда должна быть коммерчески оправданной. Конечно, это правило работает не всегда.

К примеру, когда мы говорим о большом политическом объединении – союзе государств или империи, то подобные проекты выполняются не потому, что именно они выгодны бизнесу, а из-за того, что, являясь частью чего-то большого, приносят пользу всей "империи".

К примеру, можно построить в отдельно взятой области или провинции дорогу, содержание которой будет убыточным (мало транспорта, а расходы на поддерживание ее в хорошем состоянии – это большие траты).

Однако для одного предприятия, скажем, производящего уникальные товары с высокой добавленной стоимостью, или для завода, который обеспечивает редкоземельными металлами военно-промышленный комплекс государства, такая дорога жизненно необходима. Вот и выходит, что трасса вроде как убыточна, но строить ее все равно нужно.

К несчастью для Прибалтики, Украины и Польши, случай с Via Carpatia под это исключение не подходит. Только часть из этих стран состоят в политическом объединении. Евросоюзу нет нужды связывать себя новыми магистралями с Украиной. Эта территория "за периметром империи", а значит, даже если дорогу построят, ЕС не будет полностью контролировать эту коммуникацию.

С экономической точки зрения, привлекательность Via Carpatia тоже весьма условная. В 2020 году Украина больше всего импортировала товаров и сырья из Китая на сумму $8,3 млрд, из Германии – $5,1 млрд, из России – $4,6 млрд. Экспортировал Киев больше всего в 2020 году в Китай ($7,1 млрд), после него идут Польша ($3,3 млрд) и Россия ($2,7 млрд).

При этом чаще всего украинский бизнес отправляет на экспорт зерновые культуры, металлы и растительное масло. Кстати, первые два типа товаров проще всего отправлять по железной дороге, а не по автотрассе, а значит, Via Carpatia в этом случае не особо и нужна.

Как мы видим, балтийских стран в списке главных торговых партнеров Украины нет. Польша значится лишь в одном пункте, причем доставка товаров туда и обратно в дополнительной трассе, как показывает практика последних лет, особо не нуждается. Большая часть импорта и экспорта из Украины идет не на север и юг (для чего якобы нужна Via Carpatia), а на восток или запад.

Как рассказал в беседе с Baltnews политолог, председатель правления фонда "Украинская политика" Константин Бондаренко, потенциал у трассы, о которой вспомнил Анджей Дуда, конечно, есть. Но он будет работать только при определенных условиях, которые, еще не известно, появятся в будущем или нет.

"Совсем не понятно, станет ли выделять Евросоюз на это деньги. У правительства Польши в последние годы споры с наднациональными структурами Евросоюза становятся уже рядовыми буднями. Получать гранты и дотации Варшаве все труднее, причем не только для международных проектов вроде Via Carpatia, но и для инициатив внутри самого восточноевропейского государства. Несколько лет назад спор правительства Польши и Еврокомиссии (из-за судебной реформы в стране) вообще привел к санкциям", – говорит политолог.

Более того, по мнению Константина Бондаренко, бизнес в Прибалтике, Украине и Польше, может, и заинтересован в новой трассе с севера на юг, но пока нет никаких оценок объема перевозимых грузов. Никто почему-то не говорит о конкретных товарах и сырье, которое обязательно будет перевозиться по Via Carpatia.

Нигде нет анализа и цифр, которые могли бы оправдать подобный проект в экономическом плане. Мы пока слышим лишь обобщающие фразы политиков.

"Возможно, у руководства балтийских стран стоит задача создать новый торговый маршрут в обход Белоруссии. Однако если посмотреть на карту, то становится понятно, что в экономическом плане такие изменения приведут лишь к дополнительным тратам", – считает председатель правления фонда "Украинская политика".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме