"США лепят монстров". Как правильно понимать проект "Троеморье"

Онлайн выступление Марка Менезеса на саммите "Инициативы трех морей" 2020
Three Seas / Annika Haas

Политолог рассказал, как "Инициатива трех морей" служит цели создания санитарного кордона между странами Старой Европы и Востоком.

За развитием "Инициативы трех морей" стоят в первую очередь политические цели США и их союзников в Восточной Европе по отгораживанию России и Китая с целью сохранения контроля над глобальной торговлей, считает доцент Финансового университета при правительстве РФ, политолог Леонид Крутаков.

"Если Украина, Польша и Прибалтика могли бы стать мостом между Россией, Китаем и Европой, то их хотят превратить в противотанковый ров. Мы же не забыли, что еще Черчилль называл Польшу "европейской гиеной". На этом и играют [США – прим. Baltnews], на амбициях Польши, Украины, лепят из этих лимитрофов политических монстров", – заявил Крутаков порталу Baltnews.

Эксперт напомнил, что Евросоюз не состоялся как единый политический субъект только из-за позиции Польши.

"Ничто другое не мешало принять единую конституцию и превратить Маастрихтский проект единой Европы в действительно некоего единого актора. Там же идея заключалась в создании Соединенных Штатов Европы. По сути, мы по-прежнему имеем конгломерат национальных государств, соединенный некими институтами, но не идеями и пытающийся действовать в рамках этого конгломерата. А по сути, блокирующий действия национальных администраций, потому что Берлин и Париж не могут принять суверенное решение без одобрения всего Евросоюза. Они не могут выступить политическими субъектами. Сегодня это смирительная рубашка для Германии", – отметил эксперт.

Он подчеркнул, что задачей США является сохранение островного принципа, потому что все водные коммуникации и ключевые проливы, такие как Ормузский, Малаккский и прочие, контролируются военными базами США и их союзниками. Также он обратил внимание на то, что Вашингтон регулирует мировую экономику с помощью политики "разделяй и властвуй".

"Сегодня не существует экономических проектов без политической подоплеки. Вообще, изначально, потому что по правилам нормальный экономический обмен возникает только в определенном политическом контуре, скрепленном силовой составляющей, иначе это не экономика, а разбой и грабеж. А там, где появляются правила, там всегда есть структура или институт, который следит за исполнением этих правил, а институты – это политическая вещь, и установление правил – это тоже политика", – рассказал Крутаков.

Эксперт назвал глубоким заблуждением то, что экономика якобы может существовать без политики или что политика мешает экономике. Он подчеркнул, что политика – это неизбежное и обязательное условие для возникновения экономики. В своих рассуждениях эксперт напомнил, что к аналогичным выводам приходили великие экономисты прошлого Давид Рикардо и Адам Смит.

"Проект создания буферной зоны или санитарного кордона между Старой Европой и Россией – это очевидно. Потому что для США и англосаксонского мира принципиально сохранить конструкцию островного принципа, то есть у нас сегодня, несмотря на географическую целостность Евразии, весь торговый оборот Европы и Азии построен по морскому принципу, как будто это два далеких друг от друга острова. Посередине – колоссальная зона неопределенности в виде России, Ближнего Востока и Средней Азии. Проект Китая "Пояс и путь" и российский ЕврАзЭС нацелены на то, чтобы идентифицировать эту зону, создать зону единого порядка и правовых норм (таможенных, налоговых), чтобы можно было использовать транзитное преимущество этой территории и ресурсы этой территории", – заключил эксперт.

В столице Болгарии стартовал саммит участников "Инициативы трех морей" и продлится 8–9 июля. В Софию прибыли главы и высокопоставленные представители 12 государств. В саммите также приняли участие партнеры – Соединенные Штаты Америки, Федеративная Республика Германия и Европейская комиссия.

Президент Литвы Гитанас Науседа вместе с представителями других стран "Инициативы трех морей" обсудит геополитические вызовы, восстановление региона после пандемии, большую интеграцию в ЕС и трансатлантическое сотрудничество.

Ссылки по теме