"Открылись шлюзы Украины". Такого наплыва заробитчан Польша еще не видела

Каски

Александр Левин

В Польше зарегистрировано рекордное количество трудовых мигрантов с Украины. Такого масштаба заробитчан в истории Польши еще не было.

Руководитель управления социального страхования Польши Гертруда Усьцинская сообщила, что в стране зарегистрировано рекордное количество трудовых мигрантов с Украины. Официально в Польше значатся 689 тысяч трудоустроенных иностранцев, из которых 507 тысяч являются гражданами Украины, 46 тысяч – Белоруссии и 11 тысяч из достаточно далекой Грузии.

Чиновница считает, что такого масштаба в истории Польши еще не было. В марте из-за закрытия границ Польши в связи с пандемией коронавируса количество иностранцев, застрахованных в управлении социального страхования уменьшилось на 10%, но в июне, после частичного снятия ограничений, число трудовых мигрантов в Польше стало расти.

Среди тех, кто законно проживает и работает на территории Польши, – украинцы, таких 75%. При этом необходимо помнить, что речь идет об официально зарегистрированных мигрантах. А тех, кто живет в стране без регистрации и страховки, значительно больше.

Эхо распада

Теперь самое время задаться вопросом: а как получилось, что в Польшу на заработки едет такое огромное количество людей с Украины?

Всего три десятка лет назад Украинская Советская Социалистическая Республика в составе Советского Союза занимала второе место, уступая в своем экономическом потенциале только Российской Федерации. 

52 миллиона человек, проживавших на территории Украины, были заняты в высокоразвитом промышленном секторе, в сельском хозяйстве. Количество промышленных отраслей в республике достигало трех сотен. В стране была развита сеть железных и автомобильных дорог, морских и воздушных путей, огромные залежи полезных ископаемых.

Не надо забывать, что Украина никогда не существовала в современных рамках и была искусственно создана так горячо проклинаемыми сегодня большевиками. Это именно они включили в состав республики Харьков и Донбасс, побережье Черного моря с Одессой и Николаевом, Галицию, которая все время находилась в Австрийской империи, а затем в Австро-Венгрии и, наконец, в Польше. Завершилось формирование УССР роскошным подарком ее бывшего руководителя Никиты Хрущева, пересевшего из киевского руководящего кресла в кремлевское, в виде передачи Крыма.

Промышленность, сельское хозяйство, транзитные магистрали, многочисленные курорты обеспечивали республику стабильными, высокими доходами. Во время подготовки распада СССР во все республики вбрасывался один и тот же идеологический тезис, который моментально превращался в популярнейший лозунг, мощнейший рычаг расшатывания системы. На Украине постоянно обсуждалось, что она якобы отдает в союзный бюджет многие миллиарды рублей, а назад ничего не получает.

Украинская ССР. Черноморский судостроительный завод.
© Sputnik / Лев Устинов
Украинская ССР. Черноморский судостроительный завод.

При этом то ли по глупости и невежеству, а скорее всего, по сознательному злому умыслу опускался тот факт, что вся эта мощная индустрия, обеспечивающая взлет украинской экономики, была бы невозможна без ударных строек силами граждан всех союзных республик, щедрым финансированием из центра, продукцией именно российских предприятий. На территории республики функционировали четыре АЭС, шесть ГЭС, большое количество нефтегазовых месторождений.

Новая реальность

С обретением независимости и переходом на капиталистические рельсы в стране началась приватизация, которая очень быстро превратилась в вакханалию. На Украине начал стремительно формироваться олигархат под государственным крылом, так как новые хозяева, присвоившие государственные суммы в огромных размерах, объединялись в крупные кланы – в Днепропетровский, Донецкий, Киевский, Харьковский, Львовский. Олигархи не только владели экономикой, но и реально влияли на политические процессы в стране.

Из государственной казны выкачивались огромные суммы якобы на модернизацию предприятий. Суммы оседали в карманах, а предприятия благополучно слабели.

Процесс деиндустриализации страны стал стремительно набирать темпы, особенно когда правящие элиты, пляшущие под иностранную дудку, стали двигаться русофобских курсом. Это экономику страны добило окончательно.

Чтобы спастись от элементарного голода и нищеты, миллионы граждан Украины вынуждены были бежать из страны на заработки. Количество уехавших по минимальным оценкам колеблется в районе 12–14 миллионов, а о максимальных даже страшно подумать. Сегодня всем трудовым мигрантам от высококвалифицированных специалистов до простых чернорабочих приходится работать за плату, которую коренное население посчитает за оскорбление, но украинским батракам выбирать не приходится.

Русский дух

Страны Прибалтики не исключение. Помимо Польши украинских трудовых мигрантов достаточное количество и в Латвии, и в Литве, и в Эстонии, где они в основном работают на стройках и в качестве сезонных рабочих. Однако их присутствие в этих странах уже создает политические проблемы, которые могут даже перевесить экономические выгоды от их безжалостной эксплуатации.

В качестве примера можно привести Эстонию, где ее глава МВД Март Хельме вызвал целый скандал своим интервью для немецкого издания Deutsche Welle. Хельме назвал главную опасность, которую представляют украинские трудовые мигранты.

Март Хельме
Март Хельме

По его словам, дело в том, что в Эстонии они не испытывают никакого желания учить эстонский язык и на нем разговаривать. Он считает, что вне зависимости от их личного отношения к России они способствуют развитию в Эстонии русскоязычной среды, что якобы очень мешает укоренению в стране эстонского языка и эстонской культуры как единственных.

По словам Хельме, благодаря украинским гастарбайтерам русскоязычное население Эстонии уже достигло 25% и продолжает расти. Министр считает, что этнических эстонцев в стране настолько мало, что переварить и ассимилировать такое количество русскоговорящих становится невозможным.

Хельме сказал об истинном положении украинских гастарбайтеров, хотя заботился не о них. Он искренне убежден, что труд мигрантов вредит экономике Эстонии.

По его словам, они согласны на любую нищенскую зарплату, что резко снижает ее уровень и делает его неприемлемым для эстонцев, которые в свою очередь вынуждены уезжать гастарбайтерами в Западную Европу.

Сегодня украинские гастарбайтеры, которые пашут в странах ЕС, согласны не иметь медицинской и социальной страховки, не могут требовать компенсации за производственную травму, готовы жить в ночлежках на 20 человек и питаться как попало.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме