Выворачивают колеса. Запад показывает прибалтам, кто в европейском доме хозяин

Грузовая машина
© Sputnik / Алексей Мальгавко

Максим Орлов

На первый взгляд, Пакет мобильности полон искренней заботы о простом восточноевропейском дальнобойщике. Но не все так просто.

Транспортные компании стран Восточной Европы крайне недовольны вступившим в силу европейским Пакетом мобильности. Правительства Эстонии, Польши и ряда других государств-членов ЕС грозят вчинить иск Брюсселю. На общеевропейском рынке автоперевозок идет настоящая затяжная война, и победу в ней сегодня одерживают западноевропейские конкуренты.

Так называемый Пакет мобильности (Mobility Package) – это пролоббированное западноевропейскими профсоюзами соглашение, которое существенно ужесточает требования по отношению к европейским автоперевозчикам, предоставляющим свои услуги на международном уровне.

Против принятия Пакета мобильности, который называют транспортной реформой ЕС, активно возражали и возражают девять стран Евросоюза, главным образом, небогатая Восточная Европа: Болгария, Венгрия, Кипр, Литва, Латвия, Мальта, Польша, Румыния и Эстония.

Не просто возражают – криком кричат, готовы судиться с Брюсселем. Однако никто к их протестам (полноправные члены ЕС, как-никак) до сих пор так и не удосужился прислушаться. Странно все это, не правда ли?

С заботой о коллегах

На первый взгляд, Пакет мобильности полон искренней заботы о простом восточноевропейском шоферюге-дальнобойщике. Ну, право же, кто о нем, неприкаянном, позаботится лучше чинуш из Брюсселя?

Ночует в кабине, дома месяцами не бывает. Готов баранку крутить с утра до вечера и без выходных, ну разве это дело? А мы ему в законодательном порядке обеспечим все то, что имеют его сытые западноевропейские конкуренты: комфортабельный отдых в гостинице, регулярные возвращения на родину – все, как у белых людей. И пусть теперь попробуют где-нибудь в Елгаве или Вильянди нарушить соглашение, сами пожалеют.

Отныне, к примеру, руководству транспортных фирм в любой стране Евросоюза придется составлять график, согласно которому дальнобойщики должны непременно возвращаться домой каждые три-четыре недели. Вместо привычных в рейсе ночевок в кабине предписано оплачивать проживание водителя в гостинице.

Чтобы особо рьяные дальнобойщики подолгу не зависали в какой-либо из зарубежных стран, активно перебивая заказы у местных фирм, вводится правило четырехдневного промежуточного периода, в течение которого одно и то же транспортное средство не может осуществлять новые каботажные перевозки.

Для борьбы с мошенничествами и теневыми компаниями вводится обязательное использование так называемых интеллектуальных цифровых тахографов, которые подключены к системе геолокации и автоматически записывают данные перемещения грузовика и время пересечения границ.

Мило выкручивая руки

Отчего же в странах Балтии нынче столь грустны хозяева транспортных компаний? А от того, что их расходы теперь взлетают до небес, становятся сопоставимыми с расходами западноевропейских перевозчиков.

Западные транспортные фирмы давно уже обвиняют коллег из Восточной Европы, предлагающих клиентам более низкие тарифы за счет низких зарплат и меньших социальных гарантий, в откровенном демпинге. Вы хотели честной конкуренции? Пожалуйста.

С вступлением в силу европейского Пакета восточноевропейские автотранспортные компании лишаются своего главного преимущества – дешевизны.

Точнее сказать, под давлением западноевропейских транспортных профсоюзов их принудительно лишают этого преимущества, с милой улыбкой выкручивая руки, заставляя играть по новым, крайне невыгодным им правилам.

Взять, к примеру, пункт о регулярном обязательном возвращении транспортного средства домой. От него в первую очередь страдают перевозчики из стран, расположенных на задворках Европы, – правильно, именно латвийские, литовские и эстонские компании, а заодно их болгарские и румынские коллеги.

Вся логистика рушится, словно карточный домик. Требование обеспечить возврат транспортного средства на родину каждые несколько недель фактически означает, что перевозчикам из стран Балтии придется потенциально возвращаться без груза домой минимум шесть раз в год.

Одно дело – гонять порожняк из Страсбурга в Штутгарт или из Дрездена во Вроцлав, другое – из того же Страсбурга или Дрездена – в богом забытую Нарву. Посчитайте километраж, и вы все поймете.

Что касается себестоимости перевозок в целом, то для восточноевропейских фирм она увеличивается в два, а то и в три раза. При том, что цены пока остаются прежними, а спрос на грузоперевозки в условиях коронакризиса крайне непредсказуем.

Кто в доме хозяин

Литовские дальнобойщики не так давно подсчитали, что из-за принятого ЕС Пакета мобильности в его нынешней форме в одной лишь Литве без работы рискуют остаться почти 35 тысяч человек.

Аналогичные исследования провели аналитики KPMG по заказу болгарских властей. Их выводы оказались неутешительными: если положения Пакета мобильности не будут пересмотрены или отменены, то к 2023 году по меньшей мере каждая вторая болгарская транспортная компания обанкротится, а их, между прочим, более 13 тысяч.

В свою очередь, немецкая статистика говорит о том, что за последние 12 лет из-за конкуренции с восточноевропейскими перевозчиками в Германии разорилась каждая пятая автотранспортная фирма.

Так что Пакет мобильности – это отнюдь не забота о неразумных "младших братьях" с окраин ЕС, это настоящая война за рынок, битва не на жизнь, а на смерть, в которой сейчас, совершенно очевидно, одерживают победу транспортные компании Западной Европы.

Возможно, странам Балтии и их немногочисленным соратникам удастся вчинить иск руководству ЕС и заставить пересмотреть спорные положения Пакета мобильности. Однако, даже если это произойдет, судебное разбирательство в Евросоюзе – дело долгое и хлопотное. К тому времени, пока оно закончится, разориться в Восточной Европе успеют тысячи автоперевозчиков.

Хотим мы того или нет, в очередной раз приходится признать, что все разговоры о единстве и равноправном сотрудничестве стран-членов ЕС – не более чем демагогия, и это нынче осознали на собственном опыте владельцы транспортных предприятий стран Балтии.

В реальности существует две Европы – старая и новая, богатая и бедная, первого и второго сорта. Роли распределены давно и окончательно, и уж точно не в Таллине, Риге или Вильнюсе. Первосортная Европа руководит и устанавливает правила, второсортная – молча, потупив взор, выполняет поставленные задачи и ждет дальнейших указаний. И никак иначе.

В Брюсселе, в Париже, в Берлине прекрасно понимают, что покорный и на все согласный восточноевропейский гастарбайтер может быть крайне полезен в хозяйстве, но лишь до тех пор, пока не начинает отбирать кусок хлеба с маслом у своих сытых коллег из богатой старой Европы.

Вся история о Пакете мобильности – это история о том, как Европа первого сорта в очередной раз решила показать Европе второго сорта, кто на самом деле в доме хозяин.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме