В докризисные годы перевозчики формировали 7% литовского ВВП. Прибыльную отрасль "гильотинируют", когда литовские эмиссары поддерживают сомнительные идеи президента Франции Эммануэля Макрона, собранные в так называемый Мобильный пакет. Парижские инициативы проявились еще в 2016-м, однако за четыре года кабинет премьера Саулюса Сквернялиса и депутаты парламента не предприняли никаких антиразрушительных шагов. Об этом буквально вопиет экс-глава МИД Аудронюс Ажубалис. Коллеги по партии "Союз Отечества – Христианские демократы Литвы" с ним согласны: транспортный сектор литовского хозяйства переживает не лучшие времена.
Чума на обе ваши хаты
Однако это еще полбеды. Ее вторая часть – банки. Слепо выполняя директивы Европейского союза, литовские финансовые учреждения гонят автотранспортный сектор на виселицу. Журналист информационного агентства ELTA Лукас Блекайтис в середине мая опубликовал новость, граничащую с сенсацией.
Блейкайтис установил, что работающие в Литве скандинавские коммерческие банки блокируют платежи литовских автоперевозчиков в российскую систему контроля Platon. Платежи – это расчеты за пользование российскими дорогами. Нет разрешений – нет поездок.
Масса перевозчиков вынуждены остановить грузы в пользу российских адресатов или адресатов, путь к которым лежит через Россию. Например, в Казахстан, Среднюю Азию и Китай. Арунас Григалюнас, директор компании Refta сообщил журналисту, что банк отказался переводить деньги за транзит на основании того, что "иначе банк SEB (это один из трех крупных скандинавских банков, буквально выдаивающих оккупированную Литву) нарушит санкции, введенные Европейским союзом и США против России".
Примечателен вот какой факт: сотрудники банка, прежде чем принять окончательное решение, месяц требовали от директора компании разного рода справки – кому, за что, с какими целями, почему именно эту сумму и так далее. Григалюнас такое отношение называет издевательством. Еще в течение месяца на разных уровнях предприниматель старался объяснить чиновникам всю глупость происходящего, однако попытки оказались тщетными.
"25 лет моя компания автоперевозок работает на российском рынке. Было, конечно, всякое. Но сегодня я действительно не понимаю, как работать дальше? Не по лесным же дорогам и колхозным полям ездить водителям большегрузных автомобилей?" – не скрывает возмущения бизнесмен.
Мечиславас Атрошкявичюс, генеральный секретарь Ассоциации литовских автоперевозчиков Linava, в ответ на прямой вопрос корреспондента "Почему?" уклонился: "Сигнал мы услышали. Он тревожный. Мы получили уведомления от нескольких банков о том, что они отказываются обслуживать денежные переводы в Российскую Федерацию. Пока компаний, которым отказано, немного. Но количество будет расти".
Атрошкявичюс допускает, что проблема напрямую связана с фигурой Игоря Ротенберга, у которого имеются акции компании RT-Invest Transport System. Ротенберг – фигура из окружения президента Владимира Путина. Он включен в персональный санкционный список. С другой стороны, налоговая система Platon – созданное в 2015 году государственное предприятие, какие имеют все страны Европы, включая Литву. Как и в Литве, в России транспортный налог тоже падает в карман государства, а не в чей-то персональный.
Поэтому совершенно непонятно, с чего вдруг скандинавские банки стали руководствоваться именно той частью финансовой политики, которая предусматривает превенцию отмывания денег и финансирования международного терроризма? Хотя, например, в адрес не менее "агрессивной и враждебной Белоруссии" аналогичные ограничения не применяются. К слову, банки в Латвии, Эстонии и в Польше не проводят такой политики, что позволяет допустить самодеятельность руководителей банков Литвы.
Если говорить открытом текстом, местные боссы банков Luminor, SEB, Swedbank занимаются дешевым политиканством, выдавая свою откровенную антилитовскую финансовую политику за борьбу против мнимых террористов и "грязных" денег. Все три финансовых учреждения по горло увязли в махинациях с миллиардными суммами, в том числе – неизвестного происхождения. Чиновники Банка Литвы (Центробанк, ЦБ) покрывают младших коммерческих партнеров. Председатель ЦБ Витас Василяускас считает, что финансовые скандалы "не отразились на репутации работающих в Литве скандинавских банков".
В 2019 году они давили литовских журналистов, сотрудничавших с российской прессой. В 2020 решили уморить прибыльную отрасль экономики. С такими аппетитами не исключено, что вскоре банки замахнутся на антипрезидентский переворот.
Транспорт маленький, не удаленький
Впрочем, разобраться в ситуации – дело руководителей Ассоциации автоперевозчиков. Мы же перейдем к большим проблемам совсем крохотного бизнеса. С 2015 года походы на байдарках стали в Литве чрезвычайно популярными. Соединяющиеся между собой реки и озера, широкие проходимые протоки, полноводные ручьи позволяют совершать заплывы по 50–80 километров по самым живописным местам.
Сегодня байдарки на мертвых якорях или прикипели к эллингам. Спрос минимален. Можно сказать, нет его вовсе, что подтверждает Алмантас Жураускас из компании Irklas: ни одного заказа на балансе. Йозас Ланкелис, занимающийся организацией сплавов по рекам, согласен с коллегой: принят только заказ для группы из шести человек, причем на июль, до которого еще нужно как-то дожить (доплыть – образно заявил Ланкелис).
Организаторы водного туризма в шоке – прибыльный бизнес, тесно связанный со здоровым образом жизни, медленно умирает. Реанимации не помогает даже решение правительства о максимальной либерализации карантина для хозяев мелких плавсредств, организующих развлечения во внутренних водах. Кажется, в нынешнем проблемном году литовцам не до путешествий.
Подрезанные крылья
Люди готовы к поездкам в одну сторону: из стран Евросоюза – домой. Но и здесь их поджидают неожиданные препоны. 16 мая стало известно, что литовский туроператор Kidy Tour не получил разрешения национальной администрация безопасности транспорта (ЛАБТ) из-за сложной ситуации с COVID-19 на осуществление перелетов по маршрутам Вильнюс – Осло, Вильнюс – Дублин, Вильнюс – Лондон и в обратных направлениях.
Компания Kidy Tour сообщила, что на запланированные рейсы продана половина билетов. Что делать с пассажирами, которые в надежде на возвращение в Литву продали или отказались от аренды жилья в Норвегии, Ирландии и Англии, распрощались с рабочими местами, а сейчас сидят на чемоданах в аэропортах вылета, никому не известно.
Честное слово: все смешалось в доме Облонских. Кто-то принимает непонятно какие решения, а заложниками головотяпства всегда становятся вполне нормальные, адекватные люди.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.