Практика некоторых цветных революций в странах бывшего СССР показывает, что после успешного (для организаторов) госпереворота государство довольно быстро меняет торгово-экономический вектор на Запад. Но в таком шаблоне есть один небольшой минус. Если "майдан" провалится, то политические элиты, удержавшие власть, уже не так охотно будут идти на контакт с теми, кто еще вчера одобрял "демократические митинги".
Когда в начале августа в Белоруссии начались протесты, страны Балтии и Польша сразу же, не вдаваясь в подробности, поддержали митингующих, требующих немедленной отставки президента Александра Лукашенко. Прошел почти месяц, власть в стране не поменялась. На ее решения ожидаемо не повлияли даже санкции, которые задействовали Литва, Латвия и Эстония. Впрочем, кое-какой эффект от таких рестрикций все же есть – Минск разозлился и, что самое печальное для Прибалтики, задумался над тем, а нужны ли ему вообще такие торговые партнеры.
Результат – польские СМИ жалуются на стремительное ухудшение бизнес-климата в Белоруссии для представителей Польши, а Литва теперь вообще готовится к потере транзита. "Майдан" пока не удался, а значит, сочувствующие ему теперь в "опале". Насколько сильной и долгой она будет, а также кто сильнее пострадает – это примерно понятно.
Интересно другое – не станет ли переориентация грузопотока Белоруссии из портов Литвы в РФ событием, плавно перерастающим в процесс, который в итоге вообще отсечет балтийские страны от важнейших транспортных магистралей с востока на запад, где речь идет уже не только о российских товарах или сырье.
Дружить с Минском слишком выгодно
Эстония, Латвия и Литва ввели санкции против главы Белоруссии и 30 чиновников этой страны. Более того, в недавнем сообщении Министерства экономики и коммуникаций Эстонии говорится о том, что балтийские страны отказались от закупок электроэнергии у Белоруссии. Решение вступит в силу после запуска Белорусской АЭС в Островце в 2021.
Все это из-за якобы недемократических выборов в соседней стране. Что ж, государства Балтии имеют полное право выбирать, где покупать электричество и кому запрещать въезд на свою территорию. Но есть проблема, Минск решил тоже подумать над выбором торговых партнеров. Лукашенко уже анонсировал переориентацию грузопотока Белоруссии из портов Литвы в российские морские гавани Ленинградской области. "Может, это будет и немного невыгодно, но по тарифам с РФ можно договориться", – сказал он.
Правительство Литвы не попыталось замять конфликт, отозвать санкции. Оно не захотело спешно пересмотреть условия сотрудничества с Белоруссией, чтобы сделать их еще более выгодными для Минска, отбивая желание направлять грузопоток в российскую Усть-Лугу. Наоборот. Министр экономики и инноваций Литвы Римантас Синкявичюс заявил, что, если Минск официально откажется от перевозки грузов через Клайпедский порт, страны ЕС могут отреагировать на этот шаг ответными санкциями.
Такой же воинственный тон прозвучал и со стороны премьер-министра Литвы Саулюса Сквернялиса. При этом он еще и зачем-то стал выяснять, кому от перенаправления белорусского транзита будет больнее. Не стоило.
Дружба с Минском была весьма прибыльным делом для литовского порта в Клайпеде. В 2019 году грузооборот морской гавани демонстрировал лучшие показатели по всей Прибалтике – 46,3 млн тонн. Даже в январе 2020 года был зафиксирован рекорд. На одном только нефтетерминале Бутинге было перевалено 3,99 млн тонн грузов – больше, чем во всех латвийских портах, вместе взятых. Все это благодаря белорусским грузам, доля которых в Клайпеде составляет 35–45% от всего оборота.
Как отметила в комментарии для Baltnews заместитель руководителя ИАЦ "Альпари" Наталья Мильчакова, замену Литва найти теоретически может, но проблема в том, что Россия, как наиболее очевидная альтернатива, тоже отказывается от портов стран Балтии по экономическим и по политическим причинам.
"Китай ранее включал порты Латвии и Литвы в маршрут своего амбициозного логистического проекта "Шелковый путь", но этот проект пока буксует, а самое главное, что Китай ранее, еще до известных политических событий в Белоруссии и на Украине, рассматривал порты прибалтийских стран как связующее звено между Востоком и Западом, а не как фактор, разъединяющий страны и целые географические регионы.
То есть для Китая очень важна политическая стабильность и спокойствие в тех регионах, через которые будет проходить его грузопоток, а с августа 2020 года порты Литвы и Латвии уже перестали быть в прямом смысле тихой гаванью для международной торговли, так как политика оказалась главнее интересов бизнеса", – рассказывает она.
Заместитель руководителя ИАЦ "Альпари" признает, что решение властей Белоруссии, если оно будет принято, окажется не слишком благоприятным для бизнеса. Например, "Беларуськалий" с 2013 года владеет долей в одном из терминалов порта Клайпеда, и отказ от этого уже ставшего привычным порта будет для компании непростым. Также будут недовольны белорусские импортеры, которые получали грузы с Запада через прибалтийские порты, где было дешевле наносить обязательную маркировку на товары, чем заказывать уже промаркированный товар у производителя.
"Но, с другой стороны, в России их ждут и более выгодные возможности, например, корпорация "РЖД" (Российские железные дороги – прим. Baltnews) давно обещает скидки для белорусских предприятий на транспортировку грузов по железной дороге из Белоруссии в российские порты.
Экономические предпосылки для расширения сотрудничества Республики Беларусь и России в области логистики, несомненно, были и раньше. Но со странами Балтии у Минска были налаженные ранее десятилетиями отношения. Впрочем, теперь эти страны и в первую очередь Литва резко готовы их прекратить", – считает эксперт.
Превратиться в транспортный тупик
Перестроить логистику грузопотока, в котором ежегодные объемы исчисляются десятками тонн, – задача не из простых. Если правительство Белоруссии все же решится на этот шаг, то придется заключать новые контракты с компаниями (уже российскими), а это работа с документацией. Скорее всего, сместятся графики доставки грузов и сырья из Белоруссии в Европу, возможно, это даже частично повлияет на затраты белорусских поставщиков, скажем, нефтепереработки.
Но все эти трудности и расходы будут нести временный характер, тем более что бороться тут есть за что.
Покупка дешевой нефти у РФ, ее переработка на собственных НПЗ и дальнейшая продажа товара с добавленной стоимостью в Европу – это слишком важная статья доходов для Белоруссии, чтобы она ее теряла из-за политических прихотей Прибалтики. К тому же Россия в данном случае имеет техническую возможность такой транзит спасти.
А вот Литва останется у "разбитого корыта", ее выручать никто не будет, да и спасать ей нечего. С географией и голыми фактами не поспоришь. У Литвы нет соседей, которым нужны услуги по ежегодной перевалке и транзиту на Запад около 10 тонн минеральных удобрений. В Эстонии и Латвии нет такого же нефтеперерабатывающего комплекса, обеспеченного дешевой российской нефтью, как в Белоруссии, которому понадобился бы Клайпедский порт. Есть, конечно, Россия, но она в услугах по транзиту больше не нуждается.
Впрочем, дело тут не только в Литве. Латвийский терминал мог бы перенять объемы из Клайпеды. Однако страны Балтии выступили заодно по части санкций в сторону Белоруссии, поэтому вряд ли грузопоток сможет развернуться в Вентспилс.
Выходит, российский транзит Балтия упустила, китайские товары тоже проходят мимо нее. Напомним, железнодорожная магистраль проекта "Один пояс, один путь" Эстонию, Латвию и Литву в себя не включает. Теперь своими политическими играми Балтия отторгает последнего партнера на востоке – Белоруссию, причем объективно толкая ее в объятия российской Усть-Луги и других транспортных узлов Ленинградской области. Отбить клиента у такого конкурента Эстонии, Литве и Латвии уже вряд ли удастся.
В беседе с Baltnews эстонский экономист Ханон Барабанер напомнил, что последние десятилетия, если говорить о торговых отношениях, Балтия четко ориентирована на Запад.
"Можно, конечно, поспорить, хорошо это или плохо. Но я считаю, что однобокость в торговле всегда несет в себе большую опасность. Кроме того, у балтийских стран политические и экономические позиции на мировой арене не внушают большого трепета. Многие с подозрением относятся к политике Александра Лукашенко, который старается проводить многовекторную политику.
Однако мне кажется, что если речь идет сугубо о торговле и кооперации по различным инфраструктурным проектам, то в такой стратегии нет ничего плохого. Хуже, когда страна ради политических целей проектирует себя как экономический кордон – в случае с балтийскими государствами – от России, а теперь еще и от Белоруссии", – рассуждает Ханон Барабанер.
Эстонский экономист подчеркнул, что Прибалтика вполне может не одобрять политику РФ. Где-то можно поспорить, где-то – найти компромисс. Но рвать торговые связи без экономического обоснования – глупо. Теперь это же может произойти в случае с белорусским транзитом. Балтийские государства рискуют превратить себя из торгового коридора в тупик.
"Практика показывает, что как только появляется экономическая замкнутость, она почти сразу перетекает в противостояние. Балтии это на пользу не пойдет. Более того, Эстония, Литва и Латвия не обладают мощным запасом прочности, который позволит им существовать вне торговых путей (китайских, российских, белорусских – неважно) – это слишком опасно для нормального развития", – заключил экономист.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.