Литовский ВВП скукоживается, а экономика впадает в депрессию

Статистика

Александра Павлова

В связи с пандемией COVID-19 во многих странах, в том числе в Литве ухудшилась экономическая обстановка. Насколько дела плохи на самом деле?

Пандемия коронавирусной инфекции COVID-19 внесла свои коррективы в планы многих стран, и Литва не стала исключением. Существует множество прогнозов относительно будущего состояния экономики республики, однако, как будет на самом деле, предсказать не может никто.

Чтобы понять, с чем придется столкнуться республике, необходимо знать первые последствия введения режима карантина. В цифрах об этом рассказывает Департамент статистики республики.

Пессимистичные настроения крепнут

В бизнес-среде республики преобладают довольно мрачные настроения. Если в январе 2020 года индикатор экономических настроений составлял 5%, а в феврале даже показал рост до 8%, то уже в марте он сократился до 1%, а в апреле – до минус 26%.

Это самый низкий показатель за последние десять лет – еще ниже он был лишь в кризисном 2009 году.

Больше всего карантин затронул розничную торговлю – 52% – и сектор услуг – 42%, в то время как промышленность и строительство пострадали меньше – 24% и 36% соответственно.

Показатель доверия в сфере услуг сократился на 46%, розничной торговли – 27%, промышленности и строительства – 19%. В целом 38% респондентов указали, что их деловая активность была ограничена из-за введения карантина.

Подобный пессимизм сформировался из-за взглядов на будущее: производители прогнозируют низкий спрос на товары и услуги, предвидят низкую численность сотрудников и
считают, что деловая обстановка не изменится в ближайшие месяцы.

На ситуацию оказывает влияние и тот факт, что не все литовские предприниматели готовы адаптироваться к тенденциям – таких только 22%, свидетельствуют данные опроса банка Luminor. Для сравнения в Латвии и Эстонии таких 47% и 38% соответственно.

Вильнюс во время карантина, 22 марта 2020
AFP 2020 / PETRAS MALUKAS
Вильнюс во время карантина, 22 марта 2020

Проблемы населения увеличиваются

Трудности, естественно, испытывает не только бизнес. Со дня введения карантина и временного закрытия предприятий работу потеряли 30 тысяч человек, сообщил ранее министр социальной защиты и труда Линас Кукурайтис:

"С 16 марта, когда был объявлен карантин, уровень безработицы вырос с 9,3% до 11,1% – то есть [безработными] зарегистрировалось около 30 тысяч человек дополнительно".

В то же время растут цены на продукты питания. По сравнению с мартом в апреле они выросли на 0,1%. В Департаменте статистики уточняют, что увеличились цены на овощи, одежду, хлебобулочные изделия, спиртные напитки, предметы личной гигиены и фармацевтическую продукцию. Последние сейчас особенно необходимы населению.

Среди сильно подорожавших продуктов – китайская капуста (+22,7%), чеснок (+21,5%), цветная капуста (+17,3%), лимон (+12,5%). Есть и приятные новости – авокадо и виноград подешевели на 21,6% и 12,5% соответственно.

Помочь населению должно государство. Одной из форм поддержки стала единовременная выплата для пожилых людей, инвалидов, вдов и сирот в размере 200 евро, которую граждане должны получить в августе.

На заметку – по подсчетам портала Numbeo, минимальная сумма на одного человека в Литве для покупки продуктов питания в месяц составляет 150,27 евро, в день – 4,85 евро. Если не брать во внимание другие источники доходов этих граждан, а сконцентрироваться на сумме в 200 евро, приходим к выводу, что денег хватит на 41 день.

Потери экономики можно предотвратить

Остановленная сфера потребления и обслуживания не так сильно влияет на экономику Литвы, считает лидер Партии труда, член Европарламента Виктор Успасских.

Для поддержания экономики важнее оказать помощь крупному бизнесу и производителям литовской продукции, поскольку именно крупные предприятия, по словам политика, "кормят" малый бизнес, терпящий убытки.

Второй важный момент – сдержать падение ВВП можно за счет государственных займов, которые Литва берет у банков и международных финансовых институтов:

"Тогда даже, если и будет какой-то спад, то экономика быстро пойдет вверх. <…> Пять миллиардов, которые Литва уже заняла, пойдут в ВВП. Если эти средства не занимать, то ВВП упадет примерно на 20%, а не на 7%. Если к этим пяти миллиардам добавить еще пару миллиардов, то вообще не будет никакого спада ВВП", – заявил Baltnews Успасских.

Виктор Успасских
Виктор Успасских

И напоследок о прогнозах

Специалисты Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) считают, что в 2020 внутренний валовой продукт (ВВП) Литвы сократится на 7%. В связи с коронавирусным кризисом экономика республики в 2020 году уменьшится на 8,7%, отмечается в прогнозе Nordic Outlook от банка SEB.

В Международном валютном фонде (МВФ) прогнозируют спад экономики Литвы в размере 8,1%.

Министр финансов республики Вилюс Шапока назвал реальным прогноз в 7,3%. По его словам, если исходить из предположений о том, что распространение коронавируса будет взято под контроль в первом полугодии и после этого экономическая активность будет постепенно увеличиваться, то экономика может сократиться на 7,3%.

"Если к лету не будет остановлено распространение коронавируса, то внутренний валовой продукт (ВВП) Литвы может упасть более значительно, и мы будем исчислять сокращение двузначными цифрами", – отмечал ранее Шапока на пресс-конференции.

Европейская комиссия прогнозирует Литве спад ВВП в 7,5%. Бывший президент республики Роландас Паксас считает, что на самом деле спад будет вдвое больше:

"Я напомню, что в 2008 году, когда финансовый кризис в Литве был, спад валового продукта был около 15%. Мне кажется, что около этой цифры мы проснемся к концу этого года", –комментировал Паксас Baltnews.

Роландас Паксас
Роландас Паксас

Предотвратить падение также возможно с помощью снятия режима карантина и возвращения к нормальной, докоронавирусной жизни. Однако на данный момент речи об этом нет. Более того, правительство всерьез думает о продлении карантина после 31 мая, но с некоторыми смягчениями.

Все представленные выше цифры – показатели апреля 2020 года, вызванные, опять-таки, режимом карантина. Пока нет данных за май – ни о количестве потерявших работу, ни о настроении бизнеса, ни о ценах, однако они, скорее всего, будут еще ниже апрельских. По крайней мере, сейчас ничто не говорит о том, что ситуация будет улучшаться.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме