Поставленная президентом Литвы Гитанасом Науседой задача в течение пяти лет снизить неравенство доходов в Литве до среднего уровня по Евросоюзу является слишком оптимистичной, поскольку реализовать такие планы за короткий срок очень сложно, считает директор Национальной сети организаций по снижению уровня нищеты Айсте Адомавичене.
По ее словам, сегодня в Литве не наблюдается кардинальных перемен – абсолютная нищета по-прежнему является одним из главных вызовов социально-экономической сфере республики, а все происходящие в ней изменения носят "косметический" характер.
Советник министра социальной защиты и труда Эгле Самошкайте в интервью Delfi также подчеркнула, что ситуация с уровнем нищеты в Литве остается критической.
"Мы согласны, что ситуация в сфере относительной нищеты критическая, но, как вы знаете, есть относительная и абсолютная нищета: это две большие проблемы, их надо решать. Как врач в первую очередь спешит к раненому, так и в данном случае сначала надо решить вопрос абсолютной нищеты.
Мы говорим о людях или их группах, которые не только не могут себе позволить поехать отдыхать, им не хватает средств на самые элементарные нужды. Это первая и самая важная задача, над этим мы работаем", – сказала она.
"Другой аспект – относительная нищета, мы говорим о несоответствии определенным стандартам. Естественно, что, по мере роста экономики меняются и наши потребности, поэтому мы хотим равенства в обществе, – это очень важно", – добавила Самошкайте.
Как именно решается проблема нищеты в Литве сегодя? Экономисты говорят об увеличении размера "детских" денег, что, по их мнению, является эффективной мерой в борьбе с бедностью.
Адомавичене считает, что эта выплата особенно важна для одиноких родителей и бедных людей. По ее словам, для некоторых и лишние 30 евро существенны. Однако она обратила внимание на размер пенсионных выплат – он увеличивается не так быстро, как другие доходы.
"Трудно прогнозировать, как обстоят дела со статистикой, но уровень нищеты среди пенсионеров высокий – около 40%, и это нехорошо, мы не так быстро получаем хороший результат", – сказала она.
Кому полагается помощь
Советник министра социальной защиты и труда рассказала о том, какие группы граждан могут рассчитывать на помощь от государства.
"Если доходы на одного члена семьи не превышают 250 евро в месяц, без учета "детских" денег, тогда вам полагается помощь", – сообщила она.
В свою очередь Адомавичене отметила, что не все литовцы знают, что им полагается такая помощь, поскольку людям не хватает информации.
"Это может снизить нищету, но мы сталкиваемся с проблемой – не все знают о такой возможности. Человеку сложно посчитать, полагается ему помощь или нет. Эта проблема хорошо известна, поэтому надо ясно сообщать людям, что им полагается, чтобы они могли выбраться из нищеты. Надо ясно предоставлять информацию. Например, приходит человек в Службу занятости, но ему не говорят, как ему заполнить заявки", – сказала она.
Адомавичене напомнила о том, что людям пенсионного возраста не хватает медицинских услуг, что является еще большей проблемой, чем размер пенсий.
"Я думаю, мало просто поднять пенсию, поскольку в таком возрасте главное – услуги, они важны, когда человек находится в сложной ситуации и не может о себе позаботиться. Услуги очень дорогие, они очень востребованы, поэтому правительство должно принимать меры. Важно включить в это Минфин с определенными ресурсами, поскольку сейчас многие услуги зависят от структурных фондов", – считает она.
Директор Национальной сети организаций по снижению уровня нищеты подчеркнула, что должна быть представлена позиция Министерства финансов, поскольку людям важно объяснить, как именно ведомство намерено решать существующие проблемы.
Нынешнее положение дел
Напомним, что согласно результатам исследования Еврокомиссии, реальная ситуация с благосостоянием населения Литвы остается удручающей: маленькие доходы бюджета, низкая прогрессивность системы налогообложения, большое разнообразие форм налогов ограничивают госресурсы и делают систему недостаточно справедливой.
В отчете указывается, что особенно высок риск нищеты и бедности в группе безработных граждан, инвалидов, пожилых людей и одиноких родителей.
Расходы на социальную защиту в республике по-прежнему остаются одними из самых низких в Евросоюзе. Уровень риска бедности или социальной изоляции достигает 28,3%, что на 6,6% выше, чем в среднем по ЕС. При этом неравенство доходов даже после учета социальных выплат и пенсий является одним из самых высоких в Евросоюзе.