В новом году мировой экономике предрекают новый кризис, а Литве – уменьшение дотаций Евросоюза на фоне Брексита и формирования нового долгосрочного бюджета на 2021–2027 годы. О том, что будет с литовской экономикой в 2020 году, Baltnews поговорил с бывшим евродепутатом Валентинасом Мазуронисом.
– Г-н Мазуронис, в 2020 году заканчивается текущий бюджетный период Евросоюза, после чего планируется сокращение финансовой поддержки стран Балтии. Финляндия, например, предлагает сократить дотации Литве на 27%, на что с критикой отреагировал президент Гитанас Науседа. Как уменьшение финансовой помощи повлияет на экономику Литвы?
– Переговоры по этому вопросу еще идут, и если мы говорим о европейском бюджете, то окончательные результаты, конечно, еще трудно предугадать. По ряду проектов будут положения, которые станут положительными для Литвы. Есть некоторые спорные вопросы, по поводу которых еще надо дискутировать.
Но в целом я не вижу какой-то большой катастрофы. Конечно, трудно на данный момент сказать, как это отразится на бюджете, поскольку будет еще и Брексит, однако пока еще до конца не ясно, как он пройдет, в том числе в финансовых вопросах и других геополитических аспектах, которые, конечно, будут иметь влияние. Но я думаю, что более-менее все будет нормально и для Литвы.
– Кстати, о Брексите. Как потеря Великобритании Евросоюзом – одной из основных стран, формирующих бюджет ЕС – скажется на финансировании Литвы? Это же является одним из факторов урезания дотаций.
– Очень трудно сказать, на каких условиях состоится выход Великобритании из Евросоюза, и я думаю, что, несмотря на то, что Брексит состоится, это не будет означать, что Великобритания не будет участвовать в экономических, финансовых и других проектах Евросоюза.
Конечно, это будет иметь влияние, поэтому и идут дискуссии на уровне ЕС по вопросу размера взносов в бюджет. Однако на данный момент говорить о том, к какому результату приведут переговоры, пока еще сложно.
Я смотрю на все более-менее оптимистично, я вижу и положительные моменты, которые будут от Брексита. Ситуация с Великобританией показала, что государства могут выходить из ЕС, хотя в ряде других союзов такой свободы нет.
– Правительство Литвы обсуждает введение новых налогов с 2020 года и увеличение ряда существующих. Как вы относитесь к этим инициативам? Это связано с необходимостью пополнить бюджет страны?
– Надо на все смотреть в комплексе. С одной стороны – увеличатся некоторые налоги, и, на мой взгляд, не очень радикально. С другой стороны – увеличивается финансирование социальных проектов и помощь семьям, увеличиваются "детские" деньги, зарплаты и так далее. Это происходит такое перераспределение денег. Эта тенденция правильная, потому что если мы хотим уменьшить разрыв между уровнем жизни разных слоев населения, то с точки зрения экономики нужно это перераспределение.
Введение новых налоговых пошлин вместе с теми социальными мерами, о которых я сказал, является хорошей мерой для уменьшения финансового разрыва между слоями населения. Будут ли они более успешными или менее успешными, пока рано говорить, по этому поводу в Литве идет очень жесткая дискуссия.
В принципе, я думаю, что в этом направлении идти надо. Если будут какие-то ошибки, их надо исправлять. Но то, что необходимо уменьшать разрыв по уровню жизни населения, – это правильный ход.
– При этом люди обычно негативно воспринимают введение новых налогов, считая, что это ухудшит их благосостояние…
– Когда увеличиваются налоги, люди всегда остаются недовольны. Я тоже имею автомобиль, и я тоже недоволен тем, что нужно платить больше, и это нормально. Но необходимо понимать, что в целом ничего не изменится [в худшую сторону].
Это перераспределение финансовых ресурсов, если говорить о среднем уровне достатка населения, то это никак не повлияет на благосостояние людей. Напротив, если говорить о более слабых в экономическом отношении социальных группах, то этот момент для них положительный, и они будут это приветствовать. Их жизнь станет немного лучше, никто не ждет чудес, но это сдвиг в правильную сторону. Те, за счет кого это будет делаться, естественно, будут не совсем довольны, и это нормально, что они недовольны. Но это все общественный компромисс.
– Что в новом году ожидает литовский бизнес? Предприниматели и политики обеспокоены, например, Пакетом мобильности, фермеры недовольны субсидиями ЕС, которые примерно на треть ниже средних показателей по Евросоюзу. Есть ли предпосылки к улучшению ситуации в 2020 году?
– Здесь один блок вопросов связан тем, что необходимо решать внутри государства, то есть улучшать условия для бизнеса. У нас много возможностей для уменьшения бюрократии и так далее.
Второй момент – это то, что происходит на уровне Евросоюза. Вот вы упомянули Пакет мобильности, и я думаю, что он плох для литовских предпринимателей, которые занимаются грузоперевозками.
Когда я был в Европарламенте, я голосовал и делал все, чтобы он не был таким, каким он был принят. Это конкуренция, которая есть между странами. Каждое государство старается сделать условия для своей страны лучше. И как результат этой конкурентной дискуссии появился этот Пакет мобильности.
Но я думаю, что нужно приспосабливаться к нему, смотреть, как он будет действовать и затем искать варианты для того, как с этим жить литовским предпринимателям. У нас есть очень гибкие предприниматели, и я уверен, что они смогут найти вариант для смягчения этого удара по их бизнесу.
Теоретически Пакет мобильности звучит очень хорошо – социальные условия для водителей и так далее, но, на мой взгляд, в этом проявляется конкурентная борьба между государствами.
– Литва демонстрировала довольно высокие темпы роста экономики в 2019 году. Продолжится ли эта тенденция?
– По этим перспективам сейчас трудно делать прогноз из-за тех процессов, которые происходят – это и Брексит с пока неясными условиями его реализации, это и другие моменты в мировой экономике. В частности неизвестно, что будет происходить в США, в Китае и в отношениях между ними.
Но я думаю, в 2020 году экономический рост Литвы будет несколько меньше, чем в 2019 году, но не будет очень трагично, если он замедлится. Литва все равно будет идти вперед, и это преимущество маленького государства, что оно имеет возможность более гибко и более быстро приспособиться к тем или иным условиям.
Я надеюсь, что все пойдет более или менее нормально. Конечно, я думаю, что темпы роста будут немного меньше, чем в 2019 году, но по сравнению с другими странами он будет хорошим.
– Ряд экспертов не исключают, что в 2020 году может случиться экономический кризис, который затронет в том числе и Литву. Как вы считаете, возможен ли такой сценарий в новом году, и, если да, как населению стоит подготовиться?
– Эти экономисты мне иногда напоминают автомехаников, которые твой автомобиль чинят и тебе доказывают, что он вообще не может ехать, и говорят, что это чудо, что он вообще все еще ездит. Так же и с этими прогнозами.
Не знаю, наверное, если бы кто-то знал точно, будет кризис или нет, каким он будет, то у такого человека Нобелевская премия была бы давно в кармане. Это только предположения и версии развития событий. Очень трудно сказать, что случится в мире. Каких-то ярких знаков того, что мировая экономика катится в пропасть, я лично не вижу.
Угрозы, конечно, есть, но в принципе каждое государство к таким сценариям должно быть готово. Литва сделала некоторые шаги в этом направлении, поняла некоторые свои ошибки в прошлом. В частности, теперь у нас есть Резервный фонд.
А населению стоит оптимистично смотреть в будущее, иметь где-то немного накоплений, но не нужно начинать паниковать раньше времени. Все переживем – и не такие времена переживала Литва и весь мир. Проживем и этот, если кризис случится. Пока трудно сказать, будет ли он, какой он будет.
Каждому лично и на уровне государства надо иметь какой-то резерв на крайний случай, и я думаю, что большая часть семей имеет такую резервную подушку. Это жизнь, и я думаю, что все более-менее об этом думают и по возможности эти резервы создают. Так же и государство – не нужно вдаваться в панику, но подготовиться на случай непредвиденных условий нужно, чтобы иметь опору и такую подушку. И, на мой взгляд, в Литве это делается.