Построенная при царе-батюшке вдоль северной границы Литвы узкоколейная железная дорога Паневежис-Рокишкис – памятник технического прогресса и объект культурного наследия. "Сяурюкас", как любовно местные называют миниатюрный паровозик и вагончики, мог бы стать любопытным туристическим объектом. Но он умирает.
На содержание раритетной узкоколейной железной дороги с ее почти игрушечными паровозиками, вагончиками, открытыми платформами, пристанционным хозяйством, стрелками и водонапорными башнями у правительства Литвы нет денег. Касса департамента культурного наследия пуста.
В другой стране "Сяурюкаса" превратили бы в золотую жилу. А в Литве сначала якобы за ненадобностью демонтировали участок Рокишкис – Аникщяй, а сегодня умертвляют и оставшиеся 68 километров от Аникщяй до Паневежиса. При всем этом литовская узкоколейка – единственный такого рода объект в Европе. А для местных жителей – привычный вид транспорта для поездок по окрестностям.
Согласитесь, это полный абсурд, если директор дороги Миндаугас Йюцявичюс оплачивает ее долги из собственного кармана. В 2018 году они достигали 100 тыс. евро. Чудом предприятие выкрутилось и осталось на плаву, но уже в текущем году вновь оказалось среди должников. Сумма не то чтобы большая – около 20 тыс. евро. Однако взять ее негде. Директор занимает деньги у друзей и знакомых. Но возможности Йюцявичюса ограничены.
В итоге железнодорожники не получают зарплату с сентября. Отслужившая свое техника то и дело выходит из строя. Запчастей для нее нет, наверное, с 1913 года.
Ни мэр района Сигутис Обелявичюс, ни глава Минтранса Ярослав Наркевич уникальному предприятию, на котором работают всего 20 человек, в текущем году ничем помочь не в состоянии. Бюджет самоуправления района дырявый, а в бюджете Минтранса такая статья расходов не предусмотрена.
Более того. По словам Миндаугаса Йюцявичюса профильное министерство давно пытается бросить этот чемодан без ручки, хотя при должной расторопности и внимании узкоколейка в состоянии приносить немалую прибыль за счет туристов. Не менее 150 тыс. евро в год, которые, получается, никому особенно и не нужны, кроме самих поклонников "Сяурюкаса". Это трагедия.
О чем это говорит?
В печальной судьбе паровозика с шестью вагончиками, как в капле воды, отразилась вся беда Литовского государства, задыхающегося без денег. Говорят, где узко – там и рвется. Абсолютный хаос – так двумя словами комментируют в Литве ситуацию вокруг обсуждения бюджета на 2020 год.
Либерал Эугениюс Гентвилас из парламентской оппозиции заявил, что "правящая коалиция во главе с лидером аграриев Рамунасом Карбаускисом творит ужасы". Гентвилас прав: до 1 января остались считанные дни, а никому из налогоплательщиков пока неизвестно, какие налоги и в каких размерах предстоит платить со старта 2020 года:
"Правительство четыре раза в неделю меняет точку зрения. В октябре оно насмерть стояло за введение экологического налога на вредные выбросы автомобилей. Но только для того, чтобы в декабре отказаться от этой идеи".
Налог на банки за две недели споров изменился до неузнаваемости и, скорее всего, введен не будет. От налога на торговые сети под давлением предпринимателей кабинет министров отказался. Он испугался угроз боссов оптовой и розничной торговли, которые согласны платить, но только из карманов покупателей. Такой ход вызвал бы обвальный рост цен на все виды товаров, чего правящие, исходя из своих представлений о социальной справедливости, допустить никак не могут.
Еще жестче критикует правительство и правящую коалицию лидер оппозиции, либерал Виктория Чмилите. Бывшая чемпионка Европы по шахматам не видит в игре аграриев никакой логики:
"Во внутренней политике не хватает рационализма, долгосрочных стратегий и трезвого ума. Радикализм правящих может превратить нашу страну в попрошайку".
Ее оценки будущего бюджета предельно жесткие:
"Бюджет выглядит так, будто живем в канун Апокалипсиса, теряя остатки здравого ума".
Общую картину прекрасно дополняют оценки, выданные прессе 13 декабря руководителем Банка Литвы Витасом Василяускасом. "Если бы я был мертв, то уже вертелся бы в гробу", – заявил Василяускас в ответ на просьбу прокомментировать ситуацию с бюджетом.
Но кто бы и что ни говорил, правительство премьера Саулюса Сквернялиса не в состоянии на 100% удовлетворить аппетиты медиков, пожарных, полиции и учителей, которые законно требуют повышения заработной платы. Ради приглушения волны протестов забастовщикам дадут крохи с непременным обещанием полностью рассчитаться во втором полугодии. Но насколько финансово благополучным оно окажется?
Прогнозы и ожидания
По прогнозам – не слишком оптимистичным. Официальный Вильнюс уже выступил против проекта бюджета Евросоюза на 2021–2027 годы, который предлагает Финляндия. Предложение Хельсинки предполагает уменьшение бюджета с 1135 до 1050-1100 миллиардов евро. Семилетняя финансовая программа будет верстаться с учетом того, что Западная Европа больше не хочет кормить нахлебников. "Сокращение дотаций для Литвы может достичь 27%", – проинформировал прессу представитель Министерства финансов Дарюс Тракялис.
Что это означает на практике? Литовские фермеры будут находиться в дискриминационных условиях по сравнению со своими западными коллегами. Работы на Игналинской АЭС затормозятся из-за недостаточного финансирования. Под угрозой окажутся все амбициозные стратегические проекты. Например, выход из БРЭЛЛ, строительство железнодорожного коридора Rail Baltica. Литва не справляется с ними, даже когда получает необходимые средства. А без подпитки из общеевропейского бюджета работы вовсе остановятся.
Президент Гитанас Науседа, которому предстоит подписывать главный финансовый документ государства, склонен ветировать его. То есть в 2020 год страна может вступить без бюджета, что породит еще больший хаос.
Президентуру припекло так, что в колокола вдруг ударило подвластное ей национальное телевидение. Журналисты государственного телеканала 10 декабря провели анализ ситуации на рынке товаров первой необходимости и установили: с введением в Литве евро с 1 января 2015 года цены выросли в десять раз, а на услуги – минимум в два раза. Причем цены синхронно растут по всей стране, чего не скажешь о заработных платах, растущих только в крупных городах.
Как здесь не вспомнить оптимистичный прогноз стоявшей в 2015 году у руля власти Дали Грибаускайте? Она гарантировала, что цены после введения евро могут вырасти максимум "на 20 или 30 центов на каждые 100 литов". И как было не верить бывшему комиссару Европейской комиссии по финансам? Но, вопреки прогнозам, евро не стал гарантом лучшей, качественной и богатой жизни. Ох уж эти комиссары…
Не приходится мечтать о лучшей жизни и на финише 2019 года. Одна радость: во второй половине декабря жители Литвы станут зрителями увлекательного спектакля. Депутаты Сейма, члены правительства и президентура представят у трибун и микрофонов трагикомедию "Бюджет на 2020 год". Название скучное. Но представления обещают быть очень увлекательными.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.