Под следствием за тюремной решеткой известный оппозиционный журналист провел ровно год. За время своего заключения Альгирдас Палецкис похудел почти на 30 килограмм, но так и не согласился признаться в том, в чем не был виноват.
Увы, Каунасский суд разрешил прокуратуре "поработать" с непокорным бунтарем еще два месяца… Соратники Альгирдаса из антифашистского движения уверены – власти решили показательно унизить и наказать популярного литовского публициста за его убеждения, не совпадающие с "генеральной линией" правящей партии. Журналиста обвиняют в шпионаже в пользу России, с использованием при этом – внимание: "источников, находящихся в открытом доступе"!
Понятное дело, сложно обвинить в шпионской деятельности известного оппозиционера, осужденного в 2012 г. за отрицание "советской агрессии", сказавшего, что у Вильнюсской телебашни 13 января 1991 г. "свои стреляли в своих", в передаче иностранной разведке государственных секретов, если он по определению не мог иметь доступа вообще ни к каким секретам! Тогда на помощь приходят открытые источники. Правда, никто не предупредил, что журналистам ими запрещено пользоваться. А уж знают ли об этом иностранные резиденты, даже спрашивать опасно…
Накануне пикеты солидарности с политическим узником совести по призыву Латвийского антинацистского комитета прошли в Риге, Таллине, Минске, Кишиневе, Калининграде. Антифашисты, стоя с плакатами у литовских посольств в разных странах мира, требовали прекратить расправу с известным журналистом, которого показательно наказывают за инакомыслие. Кроме того, участники акции передали письма и обращения в литовские посольства в защиту Палецкиса.
Чтобы узнать подробности об утреннем пикете перед зданием суда в Каунасе, я (автор Алла Березовская – прим. Baltnews) позвонила лидеру литовских антифашистов и другу Альгирдаса – журналисту Гедрюсу Грабаускасу. Он взял трубку и сообщил, что в данный момент у него самого дома идет обыск!
Как он понял, за его исследования в изучении Холокоста на территории Литвы его опять хотят обвинить в "очернении светлого образа" страны.
Сравнительно недавно Грабаускасу уже пришлось пройти через судебные испытания, доказывая свою невиновность по аналогичному обвинения. И вот – опять! Но Гедрюс все же успел мне сказать несколько слов о пикете перед зданием суда:
"На этот раз в пикет к суду вышло более 20 человек, – рассказал организатор акции. – Суд, как вы знаете, проходит в Каунасе в закрытом режиме. Но мне все же удалось увидеть Альгирдаса, когда его вели по коридору в зал. Я успел даже помахать ему рукой. Он тоже нас увидел, кивнул в ответ головой. Что сказать – держится молодцом! Даже пытался улыбнуться. Но выглядел при этом мой друг ужасно бледным и изможденным, смотреть на него было очень больно… Больше говорить не могу, извините – обыск!".
Как видим, ни пикеты, ни письма, ни акции протестов, ни выступления евродепутата Татьяны Жданок в защиту Палецкиса пока должного результата не принесли. Более того, гонения в Литве начались и на других гражданских активистов.
…В обращении, отправленном вчера ЛАК литовскому послу в Латвии, которое он, правда, отказался принять, и пришлось его отправить ему по почте, латвийские антифашисты процитировали 3 статью Всеобщей декларации прав человека, которая гласит: "Никто не должен подвергаться пыткам или бесчеловечному, унижающему достоинство обращению или наказанию".
Именно это сейчас и происходит с правозащитником и журналистом Альгирдасом Палецкисом. Все материалы его уголовного дела находятся под грифом "совершенно секретно", слушания в судах проходят при закрытых дверях, даже адвокатам запрещено давать какую-либо внятную информацию в СМИ.
Все эти меры в отношении "политического бунтаря", как Альгирдаса называют в Литве, говорят лишь о том, что власти намерены во что бы то ни стало сломать и наказать журналиста за непокорность и инакомыслие. Заодно и других напугать, чтобы не высовывались.
А чем еще объяснить, что практически ни одно литовское СМИ не осмелилось хоть слово высказать в защиту своего коллеги? И хотя бы из солидарности или исходя из соображений гуманности выступить за освобождение журналиста, сидящего за инакомыслие уже год (!) в тюрьме, под подписку о невыезде? Ни один депутат не озаботился его судьбой?
Неужели все поверили в абсурдность предъявляемых Палецкису обвинений в шпионаже? Я так уверена, что и литовские "портные" с высшим юридическим образованием ни на минуту не сомневаются в его полной невиновности. Но…
Как тут опять не процитировать проницательный стих поэта Евгения Евтушенко! Помните? "Карьера" – "Ученый, сверстник Галилея, был Галилея не глупее. Он знал, что вертится земля, но у него была семья"…
Как бы там ни было, но сегодня "свободное общество Литвы", за исключением 20 человек, опять промолчало. И узника совести, патриота своей страны, кавалера ордена Почетного легиона, экс-вице мэра Вильнюса, гражданина Литвы вновь отправили за решетку. Я не знаю, увидим ли мы Альгирдаса через два месяца в добром здравии, но, судя по тому, как он сегодня выглядел на суде, я бы на это спорить не рискнула…
Просто скажу от себя своему уважаемому коллеге-журналисту: "Держись, друг! И – спаси тебя Бог!". Больше надеяться сегодня, похоже, уже не на кого.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.