Куда растет управляемое недовольство: белорусская оппозиция уходит из Вильнюса в Варшаву

Пассажир в аэропорту

Андрей Татарчук

Белорусский политолог Алексей Дзермант на IX Балтийском форуме соотечественников рассказал Baltnews о тенденциях в заграничной белорусской политической оппозиции. Деньги, проекты и инфлюэнсеры уходят в Варшаву, оставляя Вильнюс.

Сегодняшние отношения белорусского мейнстрима с разными течениями оппозиции перетекли с улиц в онлайн-пространство: после неудачной попытки майдана в Минске в 2010 году западные стратеги решили отказаться от тактики прямого противостояния с государством и перейти к тактике вовлечения – к слову, это очень похоже на развитие ситуации в России. Выращиваются лидеры мнений, агенты влияния, ведется работа с молодежью и журналистами. В фокусе белорусской оппозиции, собственно, даже не Белоруссия – нет, это Россия. Около 80% антироссийских СМИ выходят на русском языке.

Диверсификация антибелорусской пропаганды

"Мы видим изменение структуры поддержки оппозиционных сил, распределение направлений финансирования. Вместо политических партий и общественных движений, создаваемых под выборы, сегодня на первый план в качестве драйверов изменений выдвинулись медиа-ресурсы, аналитика, "фабрики мысли", составляющие основные элементы прозападной сети влияния", – говорит белорусский журналист и политолог Алексей Дзермант.

Белорусские СМИ прозападной ориентации, где 99% контента создается за пределами Республики Беларусь, имеют четкую иерархию. На низшей ступени находятся такие издания, как "Новы час", где можно встретить материалы, героизирующие чеченских террористов или пронемецких коллаборантов. Задача подобных изданий – собирать националистических маргиналов и предоставлять им трибуну. Далее следуют СМИ, продвигающие польскую повестку: это набравший значительную аудиторию "Белсат" и телеграм-канал "Нехта", финансово связанный с "Белсатом" и также финансируемый Великобританией и польским правительством, "Еврорадио".

Задача этих ресурсов со значительным бюджетом – наполнять белорусский националистический и прозападный нарратив полоноцентричным содержанием, русофобией, негативным отношением к советскому прошлому и т. д. Любопытно, что в результате переговоров белорусской стороны с польским правительством с медийной сцены как компромисс исчез ресурс "Хартия97", которому обрезали финансирование, но ему на смену сразу же пришел "Нехта", также работающий в интересах специальных служб Польши.

Далее, любопытна "Наша Ніва" – ковчег националистов и семейный бизнес униата Андрея Дынько, продвигающего в рамках белорусского национализма скорее уже украинский нарратив. Слоганы крайнего киевского майдана о "Це Европа", "москаляку на гиляку" и тому подобное подаются более интеллектуально и креативно – люстрация нигде, как на Украине, невозможна. Ресурс пытается мимикрировать под самофинансируемых "патриотов-государственников", с целью чего стремится расширить социальную базу своих читателей за счет государственных чиновников. Нечто подобное делают российские ресурсы, связанные с Михаилом Ходорковским, – как "МБХ Медиа", фонд "Открытая Россия", а также регулярные форумы "Свободной России" в Вильнюсе. Там часто присутствуют белорусские оппозиционеры.

КГБ стал мягче

Ресурс Дынько придерживается лозунга "Наша Ніва" должна управлять государством". Через позитивные или негативные материалы об органах власти, отдельных чиновниках и их действиях журналисты пытаются манипулировать и управлять решениями и поведением аудитории и части общества, формируя ложное представление о массовости или значимости через свои субъективные и ангажированные оценки.

TUT.by – самый массовый интернет-портал Белоруссии, ретранслирующий материалы и нарративы "Нашей Нiвы" и "Радио Свобода". Среди пишущих на политические и экономические темы преобладают авторы с умеренно-националистическими и либеральными взглядами. Издание пытается создать впечатление, что в своей редакционной политике придерживается центристского подхода, но это не соответствуют действительности. По словам Дзерманта, показательна медийная раскрутка порталом TUT.by телеграм-канала "Нехта", распространявшего фейк о похищении могилевского милиционера. Портал давал прямые ссылки на "Нехта", аудитория канала выроста в несколько раз – но это все было ложью.

Между оппозиционными каналами существует жесткая конкуренция за финансовую поддержку – помимо указанных выше фондов и грантодателей оппозицию поддерживают также USAID, связанные с Джорждем Соросом и американскими правительственными донорами источники, европейские финансовые ресурсы и даже российские либеральные источники. Направления развития и проекты целевые – связанные с историей, краеведением, политикой.

Насколько КГБ РБ контролирует и управляет этими процессами? В самой республике – однозначно да, контроль тотальный. А то, что выращивается за границами Белоруссии, менее прозрачно.

"Отношение КГБ к оппозиции стало намного мягче – за последние годы тюремное заключение получила только группа анархистов, поджигавшая в Беларуси здания в стиле группы Сенцова в Крыму в 2014 году, – констатировал Дзермант. – Уличная активность в Минске нулевая, репрессивная политика не применяется. В Вильнюсе белорусские оппозиционеры проходили обучение на семинарах, конференциях и т. д., получают инструктажи и деньги, скажем так, общаются. Но в Вильнюсе пропагандисты уже не сидят. Из прежних структур остался только "Европейский гуманитарный университет", который также утратил свою динамику перед Варшавой. В столице Польши – очень сильный оппозиционный "Белорусский дом" и живут сотни журналистов, ищущих "угрозы" России в Беларуси".

Китайский фактор стабильности

По словам эксперта, вероятность майданизации Белоруссии в киевском стиле сегодня снизилась. Украина напугала и отвратила большинство населения соседней республики своей нескончаемой коррупцией, гражданской войной и чудовищными безнаказанными преступлениями – как массовое сожжение людей в Доме профсоюзов в Одессе 2 мая 2014 года. Спустя несколько лет после евромайдана в Минск прибыл с визитом глава МИД Украины Климкин, встретившийся со своим белорусским коллегой Макеем.

Во время встречи со стороны Климкина прозвучало: "Почему вы разговариваете на чужом языке?". Этот вопрос вызвал большое раздражение всего белорусского истеблишмента – в РБ два государственных языка, русский не преследуется, русофобия не признается. И сами белорусы не готовы свергать и менять элиты, потому что стиль Украины там невообразим, а состояние макроэкономики, напротив, показывает в динамике более стабильный рост, чем в России.

"Самое опасное – это нефтегазовые контракты между РФ и нами с начала 2021 года. Если цены российских поставок будут высоки, это проведет к спаду белорусской макроэкономики и опосредованно – к созданию протестной базы: городские хипстеры, либералы, националисты, анархисты и недовольные вольются в ряды оппозиции. Думаю, Беларусь и Россия придут к компромиссу. Пока все стабильно. Одним из критериев стабильности является рост инвестиций КНР к нам – это не только автозавод "Джили" и "Великий камень", но и ряд новых проектов. Новые проекты – цементные заводы с участием капитала КНР, китайцы уже присутствуют в белорусской оборонной промышленности. Это важно, китайский бизнес не приходит в нестабильные юрисдикции".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме