Внезапный дрейф в сторону Белоруссии: зачем президент Литвы торопит встречу с Лукашенко

Президент Белоруссии Александр Лукашенко
РИА Новости

Игорь Черников

Президент Литвы Гитанас Науседа буквально торопит события и готов пойти на серьезные уступки ради личной встречи с главой Белоруссии Александром Лукашенко. Состояться она может уже в ноябре в Вильнюсе. Чем вызвана такая спешка, учитывая ряд разногласий по БелАЭС?

Ранее Науседа заявлял в интервью литовскому агентству BNS, что "для Литвы важно, чтобы ее [белорусский] сосед сохранял независимость от России. Правительство Литвы рассматривает возможность предложить Минску импортировать нефть через Литву, тем самым сокращая зависимость от российских источников энергии".

Это не первое заявление Науседы, адресованное белорусскому коллеге Александру Лукашенко. Так, в Брюсселе глава Литовского государства во время совместной пресс-конференции с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом сказал: "Мы в Литве понимаем, что эта страна (Белоруссия – прим. Baltnews) не является полностью независимой, особенно в области обороны и в военной сфере. Но диалог [с ней] нужен. И я тот человек, который хочет вести диалог. Неважно, что Белоруссия строит свою АЭС, которая действительно не соответствует всем стандартам и критериям качества. Но мы все еще хотим лучше понимать друг друга. Поэтому я буду продолжать свои усилия по восстановлению диалога с нашим соседом".

Гитанас Науседа на встрече с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, 4 сентября 2019
Гитанас Науседа на встрече с генеральным секретарем НАТО Йенсом Столтенбергом, 4 сентября 2019

Журналист из Клайпеды Рената Рейнгольдене первой справедливо подметила: "Что-то понуждает литовского президента быстро дрейфовать в сторону потепления отношений.

Глава Литвы готов к диалогу с Минском, который воленс-ноленс является для Вильнюса очень важным партнером. Мы имеем дело с классическим экзотическим союзом: белорусы практически ничего не выиграют, но и ничего не проиграют, а литовцы выиграют многое.

В том числе приобретут безопасного и неагрессивного соседа, гарантированно сохранят транзит белорусских грузов в направлении своего морского порта, получат короткий транспортный коридор на Украину, обеспечат мощную инъекцию в туристический сектор, приграничное сотрудничество и так далее. Не стоит забывать, что Литва – это еще и ближайшие для белорусов ворота с углеводородами. Альтернативными поставками нефти и газа из Норвегии или США Минск мог бы навсегда обезопасить себя от "энергетических войн" с РФ". 

История соседства

Хорошие добрососедские отношения – нормальная международная практика. За никудышные отношения между Вильнюсом и Минском Науседа должен благодарить Далю Грибаускайте. Она до 2014 года несколько раз встречалась с главой Белоруссии. Однако вскоре оборвала конструктивный и теплый диалог из-за тесных связей Минска с Россией, но больше – из-за строительства Белорусской атомной станции.

На финише президентских полномочий Грибаускайте умудрилась довести состояние дел с соседями до "дальше некуда", когда в 2018 году Литва блокировала соглашение об основах отношений между Белоруссией и Евросоюзом.

Новый президент Литвы готов переступить через грабли Грибаускайте. Но стоит ли рассматривать благие намерения Науседы, как чистую монету? Вильнюс давно не самостоятелен во внешней политике. Есть все основания говорить, что и на этот раз получена четкая команда из "вашингтонского обкома".

Рубиконом стал визит в Минск Джона Болтона, до недавнего времени советника президента США по вопросам национальной безопасности. Американских высокопоставленных чиновников не было в Белоруссии 20 лет. И вот прилетает правая рука заокеанского президента, первым делом возвращает в Минск посла после десятилетнего перерыва.

Само собой разумеется, что летит он по более важному делу. А что за дельце у США может быть к президенту Лукашенко?

Вид из соседнего окна

Здесь хотелось бы рассказать, какой из Вильнюса видится сегодняшняя Белоруссия. Польский интеллектуал, главный редактор издания Gazeta Wyborcza Адам Михник дал характеристику, с которой литовская сторона согласилась безоговорочно:

"Белоруссия является проимпериалистической, находясь в сфере влияния России. Быть русским в Белоруссии модно. Исторически у этого народа не было своего государства. Белорусская литература вообще функционировала на русском языке. Но в стране есть демократический потенциал.

Белоруссия – это Вандея перестройки, где консервативные постсталинские силы ощущают себя наиболее сильными.

Президент Лукашенко – это не демократ. У него ментальность руководителя совхоза, который создал авторитарный и антидемократический режим, но укрепил суверенитет белорусского государства. Никогда такого не было, а сейчас существует.

Лукашенко был и далее остается пророссийским в заявлениях. Но его отношения с Россией – это нефть за поцелуи. Он выкручивается, как только может. Он пытается сберечь и собственный язык. Он не признал "аннексию" Крыма, как не признал и Осетию. Он знает, что находится в зависимости от кремлевских денег, но пытается использовать поле свободы.

Главное в том, что в Белоруссии сегодня не реализуется классический проимпериалистический путь". Такое черно-белое видение мира присуще польскому эксперту.

А теперь можно возвратиться к интересам США. Догадаться несложно: Штаты стремятся распространить свое влияние на Белоруссию и защитить президента Лукашенко от "давления" из Кремля.

"Появление сильной России на белорусской земле не нужно ни Америке, ни самому Лукашенко", – это за океаном говорят, не стесняясь.

Политолог Лауринас Йонавичюс из Вильнюсского университета так расшифровал тренд:

"Вашингтон, реализуя долговременные геостратегические цели, ищет диалога с официальным Минском. Президент Литвы готов стать посредником. Для этого у него есть все возможности. Заручившись гарантиями Белого дома, он может оказаться полезным для Минска в сохранении суверенитета".

Личные амбиции президента Александра Лукашенко – вот на чем базируется американо-литовская политическая ставка. Науседа будет играть на струнах самолюбия, активируя уязвленные слабости собеседника. Чтобы добиться расположения, литовская сторона согласна на время забыть "опасную БелАЭС". "Если возможно улучшить отношения при наличии этой составляющей, этого фактора, я готов это сделать", – заявил еще в августе в Варшаве наш гарант Конституции.

То есть ради избавления Белоруссии от "смертельных объятий Кремля" глава Литовского государства будет стараться на совесть. Если дело выгорит, из Белого дома посредника похлопают по плечу. Поддержка из США станет для молодого президента хорошей заявкой на перспективу. Вопрос один: согласится ли Минск на диалог на условиях Литвы, и хватит ли у Гитанаса Науседы ловкости переиграть многоопытного белорусского лидера?

За этим политическим детективом с участием Вильнюса и Вашингтона с одной стороны, Минска и Москвы – с другой будем наблюдать до конца текущего года. Все точки над "i", как и в любом детективе, будут расставлены в последний момент.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме