Угроза рецессии в ФРГ не может не затронуть литовский рынок, поскольку Германия остается одним из ключевых торговых партнеров Литвы и формальным "локомотивом" всей европейской экономики. Стагнация германской экономики обусловлена разными факторами. С одной стороны, немецкие предприниматели сжали свои возможности из-за угроз, связанных с выходом Британии из ЕС, так как ни у кого пока нет четкого понимания, на каких условиях Королевство покинет сообщество. С другой стороны, замедление роста ВВП и прогнозируемый спад напрямую связаны с политикой президента США, развязавшего торговую войну с Китаем. Все это сказывается на компаниях, ориентированных на экспорт.
Весомая роль Германии для литовских бизнесменов – не пустой звук. Согласно данным Департамента статистики, в Германию поставляются самые большие объемы товаров литовского происхождения – около 13 процентов всего экспорта. В связи с этим очевидно, что отечественный рынок крайне обеспокоен происходящим, а зависящая от внешнеполитических факторов экономика Литвы в ближайшие годы будет замедляться. Прогноз литовского Минфина далек от оптимизма – рост ВВП притормозится. В 2020 рост экономики составит около 2,4 процентов, в 2021 – 2,3 процента, в 2022 – около 2,3 процентов.
Призрак 2009 года
Десять лет назад в стране бушевал финансово-экономический кризис – тогда ВВП рухнул на 15 процентов, а Литва столкнулась с угрозой реального банкротства. В связи с этим правительство консерваторов под руководством Андрюса Кубилюса прибегло к жестким мерам экономии – сокращению зарплат работников госсектора, снижению пенсий, увеличению и введению дополнительных поборов, что подкосило финансовое благополучие большей части населения. Например, налог на добавленную стоимость (НДС) тогда вырос с 18 процентов до 21. С того момента прошло десять лет, но НДС не снизили до сих пор, хотя меры были временными.
Экономисты утверждают, что резкое сокращение расходов на соцльготы и введение налогов было тактическим ходом, но стратегической ошибкой. Ситуацию усугубляет то, что десять лет спустя власти наступают на те же грабли. Перед лицом угрозы нового кризиса Минфин и отвечающие за фискальную политику чиновники повторяют ошибки. В долгосрочной перспективе это приведет к очередным потерям, которые скажутся на кармане рядовых налогоплательщиков – денег будет меньше. С таким заявлением выступил старший экономист Swedbank Нериюс Мачюлис.
"Припоминаете 2009-й год? Мировой финансовый кризис, уменьшается зарубежный спрос, ожидания жителей и предприятий падают, сокращается потребление и инвестиции (…), увеличивают почти все налоги, которые еще больше тормозят потребление жителей и инвестиции, много кто уходит в тень, каждая вторая выкуренная сигарета – контрабандная, ВВП Литвы сжимается на 15 процентов, уровень безработицы приближается к отметке в 20 процентов. Не припоминаете? Может получиться так, что придется вспомнить", – пишет Мачюлис на своей страничке в Facebook, критикуя действующее правительство.
По его словам, история десятилетней давности повторяется.
"2019 год. Главный литовский экспортный рынок в лице Германии уже переживает рецессию. Националистические и протекционистские волны подавляют мировую торговлю, мировая экономика все еще растет, но самыми медленными темпами за последнее десятилетие. О чем думает Литва? Увеличивать множество налогов и вводить целый букет новых. Вместо того, чтобы воспользоваться уникальной возможностью взять займ под отрицательные проценты, проводить антициклическую фискальную политику, разрешить социальные проблемы, не увеличивая налогов, и, таким образом, посодействовать [росту] внутреннего спроса, в то время как для роста экспорта нет никаких возможностей. История научила нас тому, что мы ничему не учимся из истории", – возмущается один из ведущих экономистов.
С его мнением солидарен и экономист Вайдас Навицкас – выпускник Йельского университета. Он утверждает, что экономисты-первокурсники разбираются в финансовом деле лучше, чем нынешний министр финансов Вилюс Шапока.
Удар из Альбиона
Нестабильность в мировой экономике и слабость внутреннего спроса – не единственная угроза для роста экономики и благополучия граждан. По мнению экспертов, на стагнацию серьезно повлияет выход Британии из ЕС. Неопределенность и отсутствие сделки между Брюсселем и Лондоном затронет не только бизнес, но и сотни тысяч работающих в Соединенном Королевстве выходцев из Литвы.
"Британия длительное время является главным направлением эмиграции литовских граждан – там живет около половины всех эмигрировавших из Литвы. В случае Brexit без сделки, то есть с прекращением свободного передвижения граждан, увеличивается вероятность, что живущие в Британии граждане Литвы, своевременно не подавшие заявки на получение статуса постоянного жителя Соединенного Королевства, могут лишиться всех своих прав. Жители Литвы, которые останутся жить легально, очевидно, столкнутся с угрозой сокращения рабочих мест (…). С учетом падения курса фунта стерлингов ценность сбережений эмигрировавших граждан Литвы в евро так же уменьшится, а это должно привести к сокращению их переводов в Литву, которые в 2018 году составили больше 18 процентов всех литовских переводов, полученных из-за рубежа", – пишет старший экономист отдела макроэкономики и прогнозирования литовского Центробанка Эгле Алякнявичюте.
По ее словам, экономическая нестабильность скажется на отечественных экспортерах, которым нужно готовиться к потерям. Учитывая то, что в последние годы экспорт являлся локомотивом всей литовской экономики и во многом позволил вывести ее из кризиса 2009 года, британский фактор лишь усилит прогнозируемую стагнацию.
"В 2018 году Литва экспортировала в Британию товары на сумму свыше 1 млрд евро (3,8 процентов экспорта всех товаров), – говорит она. – Объем экспорта литовских услуг в Британию составил 415,5 млн евро (4,2 процента экспорта всех услуг) и за последние пять лет он увеличился на 131 процент. Больше половины экспорта услуг в Британию составили транспортные услуги, поэтому предполагается, что этот сектор может почувствовать наиболее весомое негативное влияние Brexit не только из-за возможного сокращения зарубежного спроса, но и из-за препон в лице очередей на границе и дополнительных таможенных процедур", – утверждает экономист госведомства.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.