– Г-н Анелаускас, исходя из всего ранее вами сказанного, верно ли, что вы считаете второй тур президентских выборов в Литве неизбежным?
– Нет, нет. Кандидаты [из тройки лидеров] слишком уж одинаковые. Их можно называть просто "номер 1", "номер 2", "номер 3" или A, B, C. Даже и тот же Сквернялис все-таки слишком мало выделяется. Но, обращу внимание, что ведь есть в этот раз кандидат, за которого я в первом туре буду голосовать. И это философ Арвидас Юозайтис.
Он не входит в тройку лидеров, но он однозначно четвертый. Поэтому его изолируют, игнорируют, не дают ему трибуны, даже проходили демонстрации протеста из-за того, что его не пускают на дебаты. Если сравнить всех тех троих, сложить тройку в одно место, на одну чашу весов их положить, а на другую положить Арвидаса Юозайтиса… Это ведь историческая личность, с большой буквы, основатель "Саюдиса". Это человек, с которого все в далеком 1988-ом, в общем-то, и началось. Его все помнят и знают.
Если все, или почти все политики, потом успели что-то "наделать", то Юозайтис отстранился от большой политики тридцать лет назад, ждал своего часа, на нем нет ни малейшего пятнышка! Шимоните вызывает много всяких подозрений, в том числе что, будучи министром финансов, помогла Грибаускайте нечестно обогатиться, Науседа построил себе дом в заповеднике, да и особняк Сквернялиса в уж очень хорошем месте, а откуда у простого гаишника появились деньги?
Юозайтис живет в простой маленькой квартире, преподает в университете, живет, насколько понимаю, на пенсию олимпийского чемпиона, у него жена из Белоруссии, маленькие дети. Словом, все нормально, не к чему придраться. А это для народа, как уже я сказал, очень важно. Поэтому ни в коем случае Юозайтиса списывать не надо.
Кстати, много из того, что он говорит, лично меня порой раздражает даже больше, чем некоторые "дежурные" заявления Сквернялиса. Например, он резко выступил против двойного гражданства, чем просто выстрелил себе в ногу, потому что эмигранты не станут голосовать за него. Зачем это надо было делать? Зачем, когда его и так уже всячески игнорируют, не дают ему трибуны, он занимает такую позицию, по такому чрезвычайно важному вопросу. Ведь теперь в Литве вряд ли есть семья, в которой никто не эмигрировал, а эмигрантов ведь потом еще и лишают литовского гражданства. Когда литовцев наверно не больше четырех миллионов во всем мире, каждый человек Литве должен быть дорог.
– Чем он вам импонирует?
– Во-первых, он за, как сам называет, "четыре башни": правосудие, семья, язык и образование. Это уже очень привлекательно.
Потом, что самое главное? Вот горел Собор Парижской Богоматери. Это вам не какие-то там очередные выборы в Литве, это сгорел Собор Парижской Богоматери! Я много раз в нем бывал. Помню, когда жил какое-то время в Париже, часто ходил поздно вечером на берег реки Сены, сидел там подолгу и просто смотрел на Собор. А теперь это был очень символический пожар, пожар нашей европейской цивилизации.
Я имею в виду то, что творится сегодня в Европе: потоки беженцев, терроризм, что случилось с Францией, Германией, что творится и в США, где мексиканцы тоже прямо штурмуют границу.
Юозайтис – единственный из всех кандидатов, кто говорит в Литве об этом больше всего. А этот вопрос – самый важный. Он, например, прямо сказал, что если станет президентом, то первым его шагом на посту будет аннулирование подписи Литвы под так называемым Глобальным договором о миграции.
Юозайтис не только говорит, он недавно побывал в Германии, вел переговоры с партией "Альтернатива для Германии". Именно все это и является для меня наиболее важным в его программе. За это я и буду голосовать.
– Как вы считаете, у него есть шансы на выход во второй тур?
– Есть. Но ему надо как-то опередить Сквернялиса, потому что он с Шимоните и Науседой совсем другие, а вот со Сквернялисом все же есть что-то общее. Юозайтис – человек очень интеллигентный, интеллектуал высочайшей пробы, философ, писатель, драматург, так что он и кандидат в основном для интеллигентов, в то время как "простой полицейский" Сквернялис больше для простого народа. И многие люди – те, что находятся где-то посередине – должны какой-то крючок найти либо у одного, либо у другого, чтобы зацепиться.
У Сквернялиса есть семья, его слова про "холодный дворец главы государства" – хорошо звучат, очень хорошо. И у Юозайтиса тоже семья, маленькие дети, что простому народу должно нравиться, но у него еще и позиция, что необходимо предотвратить любым способом миграцию, поток так называемых беженцев в Европу, в том числе и Литву. Это ведь сегодня проблема номер один! Инвазия, война против нас, пожар Европы! Об этом, повторяю, из всех кандидатов только он один говорит. О том, что именно и является самым главным! Надеюсь, дай бог, что народ это услышит и поймет. И проголосует.
Мы литовцы – маленький народ, которому присущ не только традиционализм, в том числе семейные ценности, но также и национализм. Почему [Роландас] Паксас меня зацепил, и я за него теперь зубами держусь? Один раз, несколько лет тому назад, на какой-то партийной конференции, он открыто заявил: "Если хотите, называйте меня националистом, я не боюсь этого слова". И потом еще не раз это повторил, в своих статьях, других выступлениях. Мне это стопроцентно близко.
Мы – он, я, и, наверное, Юозайтис, – когда говорим "литовский националист", не подразумеваем, что мы националисты типа "русские, вон из Литвы", "Литва для литовцев". Национализм в нашем понимании – это не про одну только Литву. Я такой же националист России или Франции, как я националист Литвы. Иными словами, я националист всей нашей белой, западной, европейской, христианской цивилизации. Она сегодня под угрозой уничтожения такого же пожара, какой уничтожил Собор Парижской Богоматери.
На земном шаре теперь проживают 7,5 млрд людей. Среди них белые еще недавно составляли около 10%, а теперь уже, кажется, только 8,5%. Остальные 90% – китайцы, индийцы, африканцы, арабы и все другие. Так нужно нам держаться вместе, или раздельно? Говоря "нам", я и имею в виду те 8,5% населения Земли, людей с европейскими корнями.
Это и есть именно мой национализм: и Россия, и Франция, Германия, и Америка Трампа (назовем это так), и Литва, все белые люди вообще, должны держаться вместе. И вот Юозайтис уже был в Германии, выступал в Бундестаге, приглашал немецких политиков из партии "Альтернатива для Германии", в Литву. Этим он и может себе здорово помочь на выборах. Буду надеяться.
С другой стороны, повторяю, он очень глупо сделал, выступив против двойного гражданства, как раз перед референдумом. Он делает большую ошибку. Конечно, проживающие во всем мире литовские эмигранты политически не очень активны. Мягко говоря. Пока только что-то около тридцати тысяч зарегистрировались голосовать, а решается ведь вопрос именно о них…
Но, возвращаясь к разговору о президентстве, мне просто всегда очень важно, какой это человек. Науседа для меня – плохой. Я уже не говорю о Шимоните. А Сквернялис для меня уже более приемлемый, этакий полицейский из сериала, простой парень для простого народа. Но я все же больше люблю философов, интеллектуалов, писателей. Особенно если они еще и националисты. И вот Юозайтис – он как раз кандидат для меня.