Прошлый год в Литве был богат как на политические, так и экономические события: пандемия коронавируса, парламентские выборы, запуск БелАЭС, уход белорусского транзита, борьба с "российской угрозой".
О том, какие вопросы останутся наиболее актуальными в новом году, в материале Baltnews.
Новый Сейм и Кабмин
Безусловно, одним из главных событий прошлого года в Литве стали выборы в Сейм. Несмотря на прогнозы политологов, правящая партия "Союз крестьян и "зеленых" Литвы" не смогла набрать необходимое количество голосов избирателей и заняла второе место, уступив консерваторам.
В свою очередь "Союз Отечества – Христианские демократы" сформировали правящую коалицию с Движением либералов и Партией свободы, победа которой стала открытием года.
Утверждение кандидатуры Ингриды Шимоните на пост премьер-министра страны стало настоящим испытанием для правящих. Экс-глава Минфина набрала, пожалуй, рекордно низкие результаты в Сейме.
При этом противостояние между правящей коалицией и оппозицией с каждой неделей все больше нарастает. Так, лидер "крестьян" Рамунас Карбаускис решил отказаться от депутатского мандата, так как консерваторы взяли в свои руки власть, лишив аграриев "возможности действовать в Сейме".
Не получилось с первого раза и утвердить новый состав правительства. Президент республики Гитанас Науседа отклонил несколько претендентов в Кабинет министров.
Эксперты сходятся во мнении, что новый год будет непростым для Литвы с точки зрения принятия решений. У правящих будут непрочные позиции, и они все время будут натыкаться на сопротивление оппозиции.
Жизнь после COVID-19
Литовцев, как и жителей других стран, интересует вопрос, когда же наконец закончится пандемия коронавируса и как после ковида будет складываться жизнь. Пока прогнозы в Литве неутешительные: из стран с незначительным ростом заболевших COVID-19 республика к концу года вошла в тройку стран Евросоюза по самому высокому уровню заболеваемости.
Так, на сто тысяч населения в республике приходилось 993 зараженных. Неизвестно, какой виток заболеваний будет в 2021 году, так как, несмотря на пандемию, многие литовцы все равно решили вернуться на родину и провести праздники со своими близкими.
Ясно одно, что после пандемии Литва уже не будет прежней: часть бизнеса рухнет, многие вынуждены будут заново искать работу, а госдолг страны неизбежно вырастет. Премьер Ингрида Шимоните сообщила, что в 2021 дефицит бюджета страны превысит 5%, а долг достигнет 54,5% ВВП.
При этом ожидается, что экономика Литвы пострадает от ковида куда меньше, чем в соседних Латвии и Эстонии. Согласно прогнозам, в 2021 году литовская экономика Литвы вырастет на 3,3%, среднегодовая инфляция достигнет 1,8%, средняя заработная плата вырастет на 3,3% (до вычета налогов), а уровень безработицы будет равняться 7,9%.
Джо Байден и Литва
Не последнюю роль в политике Литвы будет играть американский фактор. Прошлой осенью в США прошли президентские выборы, победу на которых одержал демократ Джо Байден. Это событие едва ли не более важное, чем выборы в самой Литве.
Руководство республики, несомненно, радо такому исходу. Еще до голосования литовские политики не скрывали своих симпатий в адрес Байдена в надежде, что с приходом нового американского президента военные США переедут в Прибалтику на постоянное базирование, и в Литву хлынут новые потоки дотаций для сдерживания "российской угрозы".
Сам Байден, еще будучи кандидатом в президенты, пообещал странам Балтии поддержку в случае своего избрания. Между тем ряд политологов считает, что новый американский президент, как и предыдущий, будут заботиться, прежде всего, о собственных интересах.
"При Байдене никаких изменений во внешней политике не стоит ждать, по крайней мере, в ближайший год, потому что он будет заниматься больше внутренними делами", – предположил американист Константин Суховерхов.
Кроме того, Прибалтика может оказаться в эпицентре российско-американского противостояния.
"Боюсь, что Литве и другим странам Балтии тоже хуже станет при Байдене. Может ведь дело дойти и до прямой конфронтации НАТО с Россией", – заявил литовский диссидент в США Валдас Анелаускас.
Белорусский транзит
В прошлом году Вильнюс старался максимально проявить себя на мировой арене и настолько активно это делал, что умудрился довести литовско-белорусские отношения до взаимного бойкота.
В результате это негативно отразилось не только на важнейшей торговой точке страны – Клайпедском порте, но и на экономике республики в целом. Белоруссия обеспечивает ежегодно более трети загрузки АО "Литовские железные дороги" и грузопотока Клайпедского морского порта.
Белорусская сторона в ответ на санкции Литвы приняла решение перебросить свои грузы с литовской Клайпеды в российские порты, а именно Усть-Лугу и Приморск.
Вильнюс до сих пор не хочет признавать своего поражения и того факта, что, возможно, уже в будущем году Литва останется без белорусских грузов.
"Заявления Литвы о том, что выручка Клайпедского порта пока не упала, преждевременны, так как уход Белоруссии с литовского рынка все равно произойдет. До тех пор, пока контракт не прерван, белорусские компании будут продолжать свою работу, как это принято у приличных людей", – считает эксперт в энергетической области Борис Марцинкевич.
Россия и Литва
В прошлом году Литва продолжила свою антироссийскую риторику в международных отношениях. Однако 2021 приготовил для всех новые "сюрпризы".
Линас Линкявичюс, возглавлявший литовский МИД на протяжении последних восьми лет, ушел со своего поста.
По словам бывшего посла РФ в Литве Александра Удальцова, министр иностранных дел Литвы внес огромный вклад в развал отношений Вильнюса и Москвы.
Между тем не внушает оптимизма и введение в должность нового руководителя МИД Габриэлюса Ландсбергиса, которого называют одним из основных русофобов Литвы. В этой связи назначение Алексея Исакова новым послом РФ в Литовской Республике приобретает особую важность.
До этого Исаков работал директором департамента Северной Америки в МИД РФ. Остается только догадываться, насколько сложно придется новому послу, учитывая последние события и взаимоотношения двух стран в целом.
Борьба с БелАЭС
Нетрудно догадаться, что "опасность" Белорусской АЭС в ближайшее время не уйдет с литовской политической повестки. В начале ноября в Белоруссии к сети был подключен первый энергоблок атомной станции. На полную мощность первый энергоблок должен начать работать в 2021 году.
Вильнюс уже неоднократно направлял Минску ноту с требованием остановить запуск атомной станции, настаивая на ее якобы небезопасности.
Литва также по-прежнему не может окончательно согласовать со своими латвийскими и эстонскими коллегами проект методики торговли с Россией. Вильнюс опасается, что через Россию на балтийский рынок сможет попадать белорусская энергия.
Апогеем истерии вокруг БелАЭС в прошлом году стало подписание Литвой правовых актов о присоединении к международным соглашениям, которые позволят требовать возмещения ущерба и получить более высокую компенсацию в случае ядерной аварии в иностранном государстве.
Кроме того, Вильнюс намерен присоединиться к Конвенции 1997 года о дополнительном возмещении за ядерный ущерб.
О том, какие еще шаги предпримут литовские власти в своей борьбе с БелАЭС, можно будет узнать уже в самое ближайшее время.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.