Экология становится инструментом США по подчинению европейского капитала

Тема: Российская военная спецоперация на Украине

У Европейского союза на бумаге энергопереход и чистый воздух, а на практике – лицемерие, штрафы и тотальный контроль.

Во время энергетического кризиса Вашингтон не пытается помочь своим партнерам в Старом свете. Наоборот, американские политики, пользуясь ситуацией, стараются манипулировать и пытаются установить тотальное наблюдение за финансовым сектором в отдельных странах ЕС.

Как пишет Frankfurter Allgemeine Zeitung, американские органы расширили официальную слежку за немецким Deutsche Bank. Причина – его дочерняя компания DWS подозревается в сознательном пренебрежении вкладами в экологические проекты и несвоевременную отчетность по тратам на них. Минюст США обвиняет Deutsche Bank в так называемом greenwashing – имитации инвестиций в "зеленые" технологии, призванные улучшить экологическую обстановку на планете.

Бей своих, чтобы чужие боялись

Энергокризис, пандемия, рост цен на топливо, что скоро приведет к росту цен на все, и санкционные войны с Россией все сильнее ослабляют Европу. При этом США, позиционирующие себя в качестве главного союзника Евросоюза, лишь добавляют "масла в огнь".

Мало того, что Вашингтон подталкивает европейские страны к необдуманным решениям по вводу новых рестрикций против РФ, что в итоге бьет по экономике Старого света, так еще и усиливает контроль за финансовой системой ЕС. Официально это делается, конечно же, якобы ради прозрачности работы банков в Европе.

За последние десять лет уже было множество случаев, когда Министерство юстиции США и Минфин штрафовали, замораживали активы и даже вводили определенные санкции против европейских банков, которые обвинялись в отмывании денег и коррупционных скандалах. Немецкий Deutsche Bank уже попадал в подобную ситуацию. Теперь, похоже, в США решили вновь надавить на финансовую организацию.

Deutsche Bank сообщил, что договорился с Министерством юстиции США продлить срок пребывания специального наблюдателя (до 2023 года) после того, как не смог своевременно ответить на обвинения в адрес дочерней компании DWS о так называемом зеленом отмывании. Говоря простым языком, немецкую финансовую компанию "поймали" на том, что она говорит об инвестициях в экологию, но на деле деньги уходят непонятно на что.

Надо отметить, что в последние годы многие западные компании и банки заставляют соблюдать ESG-повестку (защита окружающей среды Environmental – E, социальные стандарты и развитие Social – S и управление компанией Governance – G). Тот, кто исправно вкладывается в экологические проекты, как правило, получает наилучшие рейтинги у международных аудиторов и кредиты от инвесторов, особенно из США.

Поддержка лишь на словах

Дочка Deutsche Bank, видимо, увлеклась заявлениями о вкладах в "зеленые" проекты, позабыв, что нужно делать это не только в информационном поле, но еще и в реальном мире.

Западные компании сегодня все чаще прибегают к подобным трюкам. Фирма говорит о том, что внедряет экологические технологии, но не предоставляет отчетов о том, насколько этот процесс массовый. В итоге оказывается, что она и правда инвестировала в "зеленые проекты", но сумма была незначительной, а вложения – разовые. При этом большая часть денег продолжала тратиться на неэкологические проекты вроде покупки акций нефтегазовых компаний.

Банки утверждают, что не тратят средства на покупку бумаги для документов, а используют цифровые технологии, что якобы снижает потребление древесины в мире. Однако объемы от такой "экономии" слишком мизерны, зато работа дополнительного числа компьютеров потребляет больше энергии (которая вырабатывается от сжигания углеводородов).

Еще один пример – компания якобы заявляет о начале политики по переработке вредных веществ – скажем, пластика. Со временем оказывается, что материал она действительно принимала, но, не обладая инфраструктурой по его утилизации, продавала вредные вещества кому-то еще. В свою очередь этот покупатель пластика уже мог использовать такой материал для не очень-то экологически чистого производства.

На многие подобные операции на Западе все уже достаточно долго закрывают глаза. Чего стоит только неудобный вопрос производства батарей для электромобилей. Добыча и переработка кобальта, никеля и лития (основные компоненты самого распространенного аккумулятора в мире) осуществляются в Африке и Азии, где за выбросами СО2 в атмосферу не следят так, как в Европе. Работа с этими материалами производит не только множество выбросов вредных веществ в атмосферу, но и в почву.

В сентябре 2020-го в шведском автомобильном бренде Polestar (производит электромобили) сравнили углеродный след электрического Polestar 2 и обычного Volvo XC40 на бензине. Считали объем выбросов не только во время езды на машине. Учитывали и выбросы при производстве авто, включая батарею. В итоге оказалось, что больше всего парниковых газов уходит в воздух при производстве электромобиля. Чтобы по экологичности приблизиться к бензиновому XC40, электротранспорту Polestar 2 нужно проехать как минимум 50 000 километров (к тому времени уже пора менять батарею). Но, несмотря на все эти факты, на Западе электромобиль упорно считают экологически чистым.

Вот и дочка немецкого Deutsche Bank попала в немилость к американским политикам, которые решили "вскрыть" ее грязное белье и доказать, что компания не соблюдает ESG-повестку, а значит, ей могут грозить штрафы. Итог – 28 февраля Deutsche согласилась продлить действие мониторинга (де-факто – немецкая компания отчитывается перед Минфином США) до февраля 2023 года.

Капитал Европы пакует чемоданы?

В январе 2021 года Deutsche Bank согласился заплатить почти $125 млн, чтобы избежать судебного преследования в США по обвинению в участии в иностранных схемах взяточничества и манипулировании рынками драгоценных металлов. Около $80 млн из этого штрафа уже в итоге ушли в американские финансовые организации. После этого Минюст Соединенных Штатов договорился с Deutsche Bank о том, что Вашингтон отложит судебное преследование банка по обвинению в коррупции в обмен на обещания кредитной организации раскрыть любые будущие неправомерные действия и сотрудничать с любым расследованием.

"Если власти решат наказать банк за нарушение условий соглашения, то сделка с Минюстом может быть отменена, а судебное преследование возобновлено. Власти могут и не привлекать банк к суду, но потребовать от него заплатить дополнительный штраф и внести изменения в соглашение. Например, требования по найму внешнего аудитора для изучения бизнеса банка и проверки его усилий по соблюдению требований. Мы считаем, что окончательное решение о санкциях в отношении банка еще не принято", – говорит Степан Сумин, управляющий активами Cresco Finance.

По его мнению, при столь сильной опеке американских регуляторов возможны два сценария. В первом случае будет отток капитала, но не в значительных масштабах. Даже те процессы, которые сейчас есть, не влияют на ликвидность ESG-сектора. Данная тенденция может продолжить свое развитие, если американский регулятор применит более жесткие санкции и беспрецедентные штрафы, а повод может сильно задеть европейских партнеров, что будет способствовать разрыву экономических отношений. Второй вариант – Deutsch Bank может пойти на сделку, предложив сокращение штрафа, при этом сохранив лицо перед инвесторами.

Немецкую финансовую организацию, по сути, поставили под контроль. Теперь, как только возникает необходимость, американский регулятор может оперативно выявить нарушения банка – например, его фиктивные инвестиции в экологические проекты – и использовать в своих целях. Разумеется, большую часть штрафов немецкому банку наверняка можно будет избежать, но Вашингтон не позволит сделать это просто так и может потребовать еще большего контроля за финансовой организацией.

Получается довольно интересная схема:

  • заставить Старый свет безоговорочно следовать идеологии "зеленого" энергоперехода и сделать всех, кто отказывается от ESG-повестки, изгоем;
  • какое-то время закрывать глаза на то, что большая часть компаний (причем не только нефтегазовых, но даже банки) на практике почти не выполняют эти требования, а лишь делают вид;
  • предъявить обвинения в неисполнении обязательств по экологическим проектам, тем самым заставляя либо платить штрафы, либо устанавливать над ними жесткий контроль.

Это, кстати, касается не только немецкого бизнеса. Недавно Шведская компания Ericsson также заявила о получении уведомления от Министерства юстиции США о различных нарушениях.

Подобным образом ловить за руку можно каждого второго в Европе, кто объявил о политике декарбонизации и соблюдении принципов ESG. Особенно сейчас, когда из-за энергокризиса и санкционной войны многие компании и банки стараются выжить, а не думать об эфемерных идеях Греты Тунберг.

Напомним, в отчете Международного энергетического агентства (МЭА) по итогам 2021 года говорится, что Евросоюз закупил угля на 20% больше, чем годом ранее. Очевидно, что все эти сделки по приобретению "грязного" углеводорода прямо противоречат духу энергоперехода и ESG-повестке. Учитывая нынешние высокие цены на нефть и газ, сегодня многих европейских компаний развитие "зеленых" технологий будет заботить еще меньше. Корпорации и банки будут только делать вид, что соблюдают политику энергоперехода.

Ирония в том, что одна часть Запада наказывает другую за ее лицемерие в плане экологической повестки, которая выполняется только на словах. Проблема в том, что такой процесс  (вроде претензий Минюста США к немецкому Deutsche Bank и его дочкам) объективно ставит европейский капитал в крайне сложную ситуацию. В итоге из-за ситуации на Украине и санкционной войны с РФ капитал уходит из ЕС в США.

"Чтобы инвесторы переводили свои капиталы в доллар, никакие теории заговора сейчас не нужны. Федеральная резервная система США повышает ставки, что выражается в укреплении доллара к основным валютам, при этом Европейский центральный банк проводит более сдержанную политику. Текущая история с Deutsche Bank связана с обвинениями в так называемом "зеленом отмывании". При этом Министерство юстиции США уже установило мониторинг в компании за предшествующие нарушения и сейчас обнаружило, что банк нарушил соглашение об отсрочке судебного преследования", – объяснил в комментарии для Baltnews, директор по стратегии ИК "Финам" Ярослав Кабаков.

Еврокомиссия согласилась на признание инвестиций в газовую и атомную энергию "зелеными" для смягчения энергетического перехода. Это значит, что покупка акций нефтегазовых компаний уже не будет считаться в Европе чем-то противоречащим "зеленой" идеологии.

Однако есть еще множество отраслей, где компании и банки ЕС можно обвинить в несоблюдении правил энергоперехода в юридическом поле. Вопрос не в поиске улик – они обязательно будут. Вопрос в мотивации. Минюст США показал на деле, что она у него есть.

"Энергопереход к "зеленой" энергетике и сокращению вредных выбросов необходим объективно. Кроме климатических проблем, есть еще вопрос истощения ископаемых ресурсов во всем мире. Цивилизация не сможет существовать дальше, используя постоянно нефть, газ и уголь для выработки энергии, поскольку эти ресурсы стремительно сокращаются (кроме природного газа, которого может хватить на 50-60 лет, при прогнозируемых темпах роста использования этого сырья в пределах до 7% в год). От энергоперехода Европа, США или Китай полностью отказаться не могут. Но то, что этот процесс будет неравномерным и болезненным, все осознают", – рассказал Baltnews руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев.

При этом эксперт особо подчеркнул, что отток капиталов из Европы, происходит не только из-за повышения требований к компаниям по соблюдению ESG-принципов (в США те же процессы). Инвесторы активно сокращают вложения в европейские активы из-за конфликта на Украине

"В конце февраля эта тенденция стала очень отчетливой. Работает стандартный и проверенный годами принцип: если где-то нестабильность, капиталы спасаются в США, которые воспринимаются инвесторами как остров стабильности и прибыли. Это долговременный тренд, тем более, что доходность трежерис (она растет по мере ожидания ужесточения политики ФРС) заставляет инвесторов активно покупать американские бумаги", – резюмировал Артем Деев.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.