Приобретающая все больший масштаб и все более явную положительную динамику военная спецоперация российской армии на просторах центральной Украины породила в Литве волну дискуссий на тему "сколько можно финансировать "агрессора"?
Глава МИД Габриэлюс Ландсбергис поднял этот вопрос на заседании правительства. Он сослался на информацию влиятельного издания политических новостей Politico, которое подсчитало: в 2020 году ЕС заплатил России за газ и нефть 64 млрд долларов. Практически таким был в том году оборонный бюджет России – 62 млрд.
Члены кабинета и премьер Ингрида Шимоните поддержали министра и санкционировали соответствующее обращение в европейские инстанции.
Вильнюс уже предлагал партнерам "солидарно отказаться от импорта российских энергоносителей" и таким образом "обескровить кремлевскую экономику". Столица Литвы более других членов сообщества заинтересована в подобном шаге, ведь ее энергетическая зависимость от Москвы является одной из самых сильных.
По иронии судьбы, именно на фоне выбрасывающих белые флаги украинских городов литовские аналитики в области энергетического рынка и экономисты работающих в республике американо-скандинавских банков вдруг решили: будет несложно отказаться от российского газа и электроэнергии.
Телушка – полушка, рубль – перевоз
Экономист банка Luminor Жигимантас Маурицас поделился с журналистами любопытными фактами:
"В минувшем октябре-декабре дефицит торговли нефтепродуктами составил более 400 млн евро, 300 млн – природным газом, электроэнергией – около 400 млн евро. Если продолжать двигаться такими же темпами, то в текущем году отрицательный баланс может достичь 4–5 млрд евро, почти 10% валового внутреннего продукта. Это в 2,5 раза больше финансовой помощи, получаемой из Евросоюза".
Литва действительно импортирует куда больше нефти, газа и электроэнергии, чем экспортирует, что доказывают показатели международной торговли. Однако до Маурицаса никто таких цифр не озвучивал и открыто не говорил о бедственном положении в энергетическом секторе.
Как резюмирует экономист банка Swedbank Нериюс Мачюлис, голубое топливо приобретают государственное предприятие Ignitis, завод азотных удобрений Achema плюс несколько небольших компании. Электроэнергию – контролируемое российским "Интер РАО" предприятие Inter RAO Lietuva.
Ни одна из названных фирм не сообщает, сколько конкретно платит за энергоресурсы российским газовым или электроэнергетическим компаниям.
Отдельная тема – нефть. Оказывается, (тоже никогда особо не акцентировалось) единственный в регионе нефтеперерабатывающий завод (НПЗ) в Мажейкяй строили именно под советскую. Сегодня НПЗ на севере Литвы контролирует польский концерн Orlen Lietuva, но нефть все равно закупает в РФ – до 80% необходимых количеств.
Поляки умеют считать звонкую монету: переход на сырье из любой иной точки мира (например, на арабское) потребует почти миллиард евро инвестиций. В нынешних условиях они когда окупятся?
То есть конъюнктурная ситуация выглядит следующим образом: как бы и нужно литовскому государству отказаться от российских поставок, да импорт из других источников будет очень дорогим. Все в полном соответствии со старой деревенской поговоркой: за морем телушка – полушка, да рубль перевоз.
СПГ-терминал – совсем не панацея
Чтобы в глазах обкуренных нациков не выглядеть "врагами" и "агентами Кремля", руководство Ignitis поспешило отрапортовать: объемы голубого топлива от "Газпрома" в 2021 году составили 30% газового портфеля, предприятие стремится диверсифицировать поставки и "покупает больше СПГ из других источников".
Боссы компании лгут. Только в нынешнем феврале в Клайпеду пришло пять газовозов с российским грузом от компании "Новатэк". Причем последний – 23 февраля. Любые разговоры о доминировании СПГ из США, Норвегии, экзотических стран – блеф. Таким же обманом являются заверения, что на ближайшее время не запланированы сделки с русскими.
Экономисты, невзирая на факты, продолжают утверждать: "От российских газа и электроэнергии можно отказаться полностью. Литва к этому готова и обладает необходимой инфраструктурой. Мощности терминала достаточны". Но это в теории. На деле они задействованы лишь на ¼ и никогда не использовались более, чем на 35%.
Вице-президент конфедерации бизнеса Марюс Дубниковас договорился до абсурда: "Литовская позиция – одна из лучших в Европе именно благодаря терминалу СПГ". В ответ изучим карту. У итальянцев и французов по два терминала. В Испании – восемь плюс трубопроводы из Алжира.
Хорватия, Швеция, Польша, Бельгия и Нидерланды располагают одним СПГ-терминалом каждая. Так что у Вильнюса нет особых преимуществ в масштабе ЕС, но в регионе они имеются, поскольку ни Эстония, ни Латвия ничего построить не сумели.
Если говорить о нефти, здесь все плохо. Россия в ближайшее время не может быть изгнана с литовского нефтяного рынка. Даже Запад, который в последние дни ввел жесткие санкции, оставил возможность покупать у РФ черное золото, поскольку исключение такого влиятельного игрока стало бы сильнейшим ударом по мировой экономике.
Мерзни, мерзни, волчий хвост
Экс-премьер (2008–2012) и величайший "патриот" Андрюс Кубилюс с пеной у рта не перестает доказывать: торговлю с Москвой нужно срочно сворачивать:
"Эмбарго на экспорт нефти и газа нужно ввести немедленно. Еще лучше окажется, если страны ЕС воспрепятствуют появлению на общем рынке любых товаров с клеймом Made in Russia. Прекратим думать об экономике, начнем думать о морали".
Под "моралью" Кубилюс подразумевает солидарность с украинскими бандеровцами. Это его право. Но та часть литовских экономистов, что не глядит в рот власти, на глазах теряющей солидность, уже подсчитала:
"Если план бывшего премьера принять сегодня, завтра в Литве на АЗС бензин марки А-95 будет стоить 4,5 евро вместо нынешних 1,569. С началом отопительного сезона температура в квартирах многоэтажных домов не поднимется выше 12 градусов тепла. Любая деятельность в Литве окажется замороженной".
Мораль – моралью, но как всегда это было у литовцев, своя рубаха ближе к телу.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.