Соседская подстава. Литовский бойкот БелАЭС может треснуть из-за вредности Латвии

© Sputnik

Литва уверена в том, что Латвия, Эстония и даже Еврокомиссия поддерживают ее стремление перекрыть доступ энергии c БелАЭС на европейский рынок. Но так ли это на самом деле?

По мере приближения к физическому запуску БелАЭС Литва наращивает свое противодействие этому проекту. При этом политическое руководство республики прекрасно понимает, что остановить введение объекта в эксплуатацию или "перенести" его, как предлагалось ранее, уже не представляется возможным. Остается только пытаться "повставлять палки в колеса" и сколотить международную коалицию против объекта. 

Советник президента Литвы Ярослав Неверович заявил, что страны Балтии и Еврокомиссия согласовали политический меморандум, в котором обговаривается декларация об ограничениях импорта "небезопасной" энергии с БелАЭС.

"В этом меморандуме пока еще нет подписи Латвии, однако главное – что мы едины во мнении о приоритетности безопасности, и поскольку мы быстро продвигаемся с проектом синхронизации, до конца 2025 года этот вопрос будет решен", – заявил политик.

Неверович подчеркнул, что в инициированном Литвой "бойкоте" уже участвуют Эстония и Польша. Кроме того, свое согласие с позицией в отношении белорусской станции дала и министр энергетики и охраны окружающей среды Украины Ольга Буславец.

БелАЭС

"Для нас также важно, что Латвия придерживается принципиальной позиции о приоритетности безопасности в ядерной энергетике. Об этом не раз высказывался президент Латвии", – подчеркнул Неверович.

Эксперт в энергетической области, главный редактор портала "Геоэнергетика.ru" Борис Марцинкевич в разговоре с Baltnews отметил, что, кроме литовских представителей власти, официальных заявлений представителей Еврокомисии, а также Латвии и Эстонии касаемо стремления поддержать бойкот против БелАЭС пока еще нет.

"Дело в том, что на сегодняшний день Литва заявляет, что ее европейские партнеры вместе с ней начинают бойкот БелАЭС. Однако ни разу не было ни одного подтверждения этому со стороны представителей Латвии или Эстонии. Впервые об этом заговорил Гитанас Науседа в прошлом году, затем похожие заявления делал премьер-министр, теперь это дошло уже до и до министра энергетики. То есть заявления от литовского руководства есть, но подтверждений им никаких нет", – подчеркнул эксперт. 

Сейчас главный вопрос заключается именно в участии Латвии и Эстонии в этом "бойкоте". Пока остается неясным один момент – действительно ли Рига и Таллин поддержат Вильнюс в инициативах, направленных против БелАЭС. 

Вспомним хотя бы решение латвийской электропередающей компании AST импортировать электроэнергию с БелАЭС, что необходимо для своевременного смягчения риска вероятного уменьшения потока электроэнергии или негативных колебаний тарифов.

Таким образом, торговля электроэнергией с третьими странами в Прибалтике будет осуществляться не через Литву, а через Латвию. Такие решения не принимаются просто так – а то, что они могут противоречить заявлениям политического руководства республики, это вполне привычная на сегодняшний день практика.

Новость о планах AST импортировать энергию с БелАЭС сильно всполошила литовских политиков, которые поспешили высказать негодование позицией "балтийской сестры".

"Решение латышей – это политическое решение. Насколько я знаю, с Министерством энергетики Литвы были проведены консультации, но решение было принято до окончания консультаций, о чем приходится только сожалеть", – заявил президент Литвы Гитанас Науседа.

Хотя до этого глава МИД Латвии Эдгарс Ринкевич подчеркивал, что вопрос покупки электроэнергии с БелАЭС является чисто экономическим. 

Риге пришлось реагировать на шквал критики со стороны Вильнюса, поэтому премьер-министр Латвии Кришьянис Кариньш поспешил выступить с заявлением о том, что республика никакого решения об импорте энергии с БелАЭС не принимала. 

"Я боюсь, что он (Гитинас Науседа – прим. Baltnews) может не до конца осознавать, что происходит. Могу повторить, что латвийское правительство не принимало решение покупать электроэнергию в Белоруссии. Это совсем не так", – подчеркнул Кариньш.

Получается, что на словах Латвия не намерена покупать электроэнергию с БелАЭС, однако решение Латвии осуществлять торговлю электричеством в Прибалтике с третьими странами через свою территорию говорит само за себя. 

Да и если уж Рига поддерживает Вильнюс в вопросе БелАЭС, почему политический меморандум, о котором говорит Неверович, еще не был подписан латвийской стороной? 

Вспоминая всех "кошек", которые "пробежали между Латвией и Литвой", большие сомнения вызывает уверенность Вильнюса в том, что Рига поддержит "Островецкий бойкот". Зачем республике это нужно? Выгоды никакой, одни лишь экономические потери. Но при каких условиях Латвия смогла бы с технической точки зрения покупать энергию БелАЭС?

"С советского времени в Прибалтике существует энергокольцо БРЭЛЛ, подстанции которой никуда не делись. Они все продолжает функционировать. Даугавпилсский район Латвии непосредственно примыкает к территории Белоруссии, есть прямая граница. Линии электропередач ее как пересекали в те времена, так и пересекают сейчас. Никто их не ликвидировал. Поэтому с технической токи зрения Латвии ничего и не надо делать для бойкотирования просьб Литвы подключиться к противодействию БелАЭС, и все у Латвии тогда будет в порядке", – отметил Марцинкевич.

По словам эксперта, энергия с БелАЭС неизбежно будет попадать в Литву в соответствии с правилами Евросоюза.

"Если говорить о правилах Европейского союза, то в ЕС создано региональное энергетическое объединение BALTSO, в которое входят страны Прибалтики, соответственно, существует и функционирует одноименная энергетическая биржа. Там идут торги электроэнергией в режиме аукциона, и тот, кто разместит заявку на то, что желает приобрести то или иное количество электроэнергии, покупает ее по обычным правилам аукциона: кто ему предложит минимальную цену, у того он и купит.

Соответственно, в том случае, если электроэнергия из Белоруссии поступает в распоряжение Латвии, и она выставляет ее уже от своего имени на энергетическую биржу BALTSO, то Литва и Эстония будут вынуждены ее покупать, подчиняясь правилам ЕС", – подчеркнул Марцинкевич. 

Отметим, что никакой гарантии "небелорусского" происхождения у той электроэнергии не будет. Так что электричество с БелАЭС может занять определенную нишу на бирже BALTSO. 

Для Эстонии тоже мало приятного в том, что Литва может отказаться от импорта энергии из Белоруссии при отсутствии другой страны Прибалтики, импортирующей электроэнергию оттуда – все той же Латвии. Сокращение объемов электроэнергии в Балтии потребует поиска новых поставщиков или же наращивания импорта у существующих. Скандинавские электросети NordBalt и Estlink и без того сильно нагружены, поэтому "выжать из них по максимуму" у Литвы, Латвии и Эстонии не получится. Выходит, энергия БелАЭС потребуется всем странам региона, вопреки желаниям Вильнюса.

Поддержка Еврокомиссии

По словам советника президента Литвы, в Еврокомиссии "слышат" позицию республики по вопросу БелАЭС, согласно которой нужно воспрепятствовать попаданию "опасной" электроэнергии станции в электросети европейских стран. 

Осведомленность ЕК о категоричной позиции Литвы сама по себе еще не говорит о том, что Брюссель поддержит позицию Вильнюса в данном вопросе. Да и Евросоюз, даже если очень захочет, не сможет запретить импорт электричества с АЭС стран, которые не являются членами интеграционного объединения. Об этом еще в 2017 году заявлял вице-президент Еврокомиссии Марош Шефчович, который тогда отвечал в ЕК за энергетику. Он подчеркивал, что ввод запрета на импорт энергии с БелАЭС противоречит принципам внутреннего энергорынка. 

© РИА Новости
Первая сессия Европарламента нового созыва. День третий

"Довольно сложно контролировать характер импортируемой электроэнергии, по техническим причинам также. Европейский союз не может запретить импорт ядерной электроэнергии, так как это противоречит принципам внутреннего энергетического рынка. Запрет на импорт ядерной электроэнергии из стран, не входящих в ЕС, должен быть оценен на основании норм ВТО", – сказал тогда Шефчович изданию Verslo zinios.

Однако Литва торопится предать официальный статус якобы существующей поддержке со стороны ЕС по вопросу БелАЭС. Сейм республики одобрил резолюцию, в которой содержится призыв к правительству принять все необходимые меры для блокировки импорта энергии с Островецкой станции. Среди них указано, что кабинет министров должен добиться от западных союзников введения санкций против компаний, которые участвуют в строительстве объекта. 

Ход был бы "прекрасный", но несвоевременный. Во-первых, страны Запада уже изрядно устали от санкционной войны, объявленной России, и признают, что потеряли от нее куда больше, чем приобрели. Во-вторых, введение санкций против "Росатома" и ее дочерних компаний означало бы полную остановку всех проектов российской госкорпорации в Европе.

Финляндия сразу бы лишилась АЭС "Ханхикиви-1", которую сегодня строит именно эта компания, а Венгрия – реализуемой АЭС "Пакш-2". А далее под угрозой могут оказаться и все существующие и запланированные контракты в области ядерной медицины, а также поставок ядерного топлива. 

Вряд ли западные партнеры Литвы по ее прихоти ринутся в и без того экономически тяжелое время вводить санкции в отношении участников строительства БелАЭС. По крайней мере, найти весомые для того причины будет очень трудно, учитывая передовые технологии, использованные на Островецкой АЭС и положительные заключения МАГАТЭ о безопасности станции. 

Так что инициатива Сейма обречена на провал, как и литовская идея создать международную коалицию против белорусского объекта. 

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.