Альфонсас Скринска, литовский эксперт в области энергетики, поделился шокирующими фактами. Профессор утверждает, что Литва не в состоянии генерировать даже 50% электроэнергии, необходимой для нужд экономики. По словам эксперта, факт скандальный, а ситуация крайне опасна. Стоит лишь отключить страну от внешних генераций на более-менее продолжительное время, и экономика обвалится так, как она не в состоянии обвалиться в самый жесткий кризис.
Ситуация, близкая к критической, начала складываться в Литве после 31 декабря 2009 года, когда был выведен из эксплуатации и окончательно остановлен второй энергоблок Игналинской атомной электростанции (ИАЭС). То есть десять лет назад страна буквально в считанные минуты из надежного экспортера превратилась в импортера. Причем произошел перелом точно по ранее утвержденному Брюсселем графику, но, к сожалению, как раз в пик мирового финансово-экономического кризиса.
Излишне говорить, что энергетический сектор после остановки ИАЭС несколько лет к ряду сваливался в пике, из которого не сумел выбраться по сей день.
Как отмечает профессор Скринска, "единственное, что реально удалось сделать, – при министре (2009–2012) Арвидасе Секмокасе построить 9-й энергоблок мощностью более 400 МВт на гидроэлектростанции в Электренай, три установки на биотопливе, береговую инфраструктуру для плавучего СПГ-терминала и электросоединение со Швецией. Из более мелких проектов реализованы планы по выработке электроэнергии на мусоросжигающих заводах в Клайпеде, а в 2010 году при непосредственном участии главы Минэнерго был дан старт солнечной энергетике. Правда, были еще масштабные планы относительно Висагинской АЭС, но, как говорится, не судьба".
"В те годы, – подводит черту эксперт, – у государства была квалифицированная энергетическая стратегия. К сожалению, последующие кабинеты министров (это правительство социал-демократов под руководством Альгирдаса Буткявичюса – 2012–2016 и кабмин аграриев Саулюса Сквернялиса – 2016 по настоящее время) эту стратегию игнорировали". Вместо работы первые и вторые занялись фантазиями на тему "настоящая энергетическая независимость Литвы", гвоздем которой стали возобновляемые источники.
Так началось медленное скатывание к катастрофе. Например, во времена Буткявичюса решили в Вильнюсе и Каунасе, двух крупнейших городах с суммарным населением почти 1 млн человек, построить по мощной электростанции, топливом для которой стал бы мусор. После долгих "пыканий-мыканий" оба проекта были похоронены.
Вместо них родилась идея начать разведку сланцевого газа. Работы поручили американской Chevron Corporation, которая вынужденно свернула их под давлением общественности. Взамен появилась новая идея – создать несколько крупных ветряных парков. Они появились, однако в масштабах государства не смогли прирастить производство электроэнергии.
С появлением в правительстве Саулюса Сквернялиса энергетика окончательно полетела в тартарары: никакого движения в сторону роста сектора не наблюдалось и не наблюдается. Премьер и министр энергетики Жигимантас Вайчюнас болтают о важности ветряной и солнечной энергии, ищут деньги для этих проектов, но предприниматели с места не двигаются. Бизнес можно понять: хотя сам ветряк можно построить за две-три недели, возврат инвестиций растянется на десятилетия. Такие риски позволить себе на земном шаре могут считанные единицы транснациональных компаний. Самые крупные литовские к таковым не относятся.
Что касается результатов 2018 года (результаты за 2019 год появятся у статистиков только в конце марте-апреле 2020), здесь трудно чему-нибудь искренне радоваться. Генерации при помощи фотоэлементов, которые установлены на нескольких крышах, настолько ничтожны, что в энергетическом балансе республики не видны абсолютно. Можно утверждать: реализация энергетической стратегии-2050 находится в точке замерзания.
Литве уже сегодня приходится за рубежом покупать около 2/3 электроэнергии, причем преимущественно с АЭС. Если говорить о главных поставщиках, то первенство прочно удерживает Россия, следом стоит Швеция.
"Даже крохотная Эстония продает нам до 1ТВт произведенного от сжигания сланцев. Столько же, сколько генерируют все литовские ветряные парки", – сокрушается профессор Альфонсас Скринска. На действующее правительство он уже не надеется, поэтому обращается к тем людям, которые займут министерские кабинеты в конце 2020 года.
1. Не забывать, что разрекламированная литовская гидроаккумуляторная станция в Круонисе – не производитель, а только посредник между продавцом и покупателем. Причем 30% приобретаемой энергии ГАЭС расходует на собственные нужды, тоже являясь крупным потребителем. Причем покупает Круонис исключительно электроэнергию с АЭС. Генерированная любым иным способом для ГАЭС очень дорога.
2. Государство тратит на покупку электричества примерно 400 млн евро в год. Только эстонцам – 50 миллионов. Если ситуация не будет меняться в пользу литовских генераций, рано или поздно государство обанкротится, поскольку окажется неплатежеспособным.
3. Нефтяной терминал в Бутинге мощностью 10 млн тонн нужно использовать максимально. Литве достаточно 2 млн тонн нефти, остальная обязана идти на экспорт. Аналогично следует выстроить политику вокруг терминала сжиженного природного газа в Клайпеде. Его мощность – 4 млрд кубов, Литве достаточно 2 миллиардов. Остальное количество должно приносить прибыль в казну.
4. Распрощаться с иллюзией, будто солнечная и ветряная энергетика в состоянии стать базовой к 2080 году. Это утопия, поскольку потребности в энергии в Литве растут на 3% в год. Зеленая энергетика – лишь форма отмывания денег. Солнце над страной светит только 1/5 часть года, средняя скорость ветра равна 4,5 м/сек.
5. Прекратить плодить энергетические стратегии и заняться конкретной работой с учетом мнений и взглядов профессионалов в области энергетике.
Таковы основные пожелания, адресованные профессором Альфонсасом Скринской новому правительству Литвы, которое должно появиться не позднее 20 декабря 2020 года. Вопрос лишь в том, прислушаются ли вновь назначенные министры к авторитетному эксперту?
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.