Побочное действие пандемии: в ЕС усилится разрыв между бедными и богатыми

© BALTNEWS.lt / Маргарита Кох

Европейские правительства забыли или не пытаются учесть ряд факторов при разработке мер по защите занятости и поддержке секторов экономики, пострадавших от пандемии.

Пандемия COVID-19 принесла с собой растущее социально-экономическое неравенство. Меры, принятые странами ЕС, оказались недостаточно эффективными, чтобы сдержать растущий разрыв между богатыми и бедными.

Низкое образование ведет к потере работы

В Европейском союзе в период с последнего квартала 2019 года по второй квартал 2020 года потеряли работу 8% жителей, получивших среднее профессиональное образование и ниже. За этот же период количество рабочих мест для кадров с высшим образованием увеличилось на 3%. Количество рабочих мест для лиц со средней квалификацией сократилось на 5%.

Такую картину различий между работниками с низким образованием и работниками с высоким образованием можно наблюдать во всех странах-членах ЕС, а также в Великобритании.

Рабочие места для малообразованных жителей ЕС сократились повсеместно, в то время как для группы лиц с высшим образованием увеличились в 14 странах-членах ЕС (плюс в Великобритании) и упали только в 11 странах-членах ЕС.

Причем в этих 11 странах сокращение численности занятых с высшим образованием было намного меньше, чем среди работников с низким уровнем образования. Самое большое количество малообразованных жителей, теряющих работу в ЕС, находится в странах Центральной и Восточной Европы, Ирландии и Испании.

Это произошло в том числе по той причине, что эти страны обладают весьма слабой экономикой и сильнее остальных пострадали от пандемии коронавируса.

Однако, безусловно, не менее важной причиной было и то, что количество высокообразованных людей в этих странах значительно ниже, чем, например, в Германии или Франции.

Таким образом, разрыв произошел не только между двумя группами населения, но и между странами-членами ЕС. Фактически Евросоюз в этом смысле становится расколотым на старых членов Союза (развитые страны Западной Европы) и новых членов (страны-доноры Центральной и Восточной Европы) совместно с Ирландией и Испанией.

Даже в рамках профессиональных групп уровень образования имеет большое значение. Например, среди специалистов занятость для лиц с высшим образованием увеличилась на 4%, в то время как для лиц со средним образованием она снизилась на 3%.

Среди работников сферы услуг и торговли занятость лиц с высшим образованием сократилась на 6%, но для лиц со средним образованием падение составило 8%, а для лиц с самым низким уровнем образования – 11%.

Таким образом, в целом по ЕС наблюдается вполне четкая тенденция, когда в период пандемии часть населения с низким образованием теряет рабочие места, а часть населения с более высоким уровнем образования, напротив, чувствует себя гораздо лучше, поскольку занятость такой группы лиц за последнее время существенно возросла.

Это приводит к тому, что бедные становятся еще более бедными, в то время как богатые и более образованные начинают зарабатывать еще больше.

Существуют четкие различия по отдельным странам-членам ЕС

За третий квартал 2020 года во Франции и Испании число рабочих мест для малообразованных работников возросло примерно на 2% (что едва ли компенсировало падение примерно на 10% в предыдущие два квартала), в то время как в Латвии, Португалии и Швеции занятость малообразованных работников сократилась еще больше.

Вероятно, что падение занятости в этих странах будет продолжаться, учитывая, что цифры по числу заражений остаются по-прежнему высокими, а темпы вакцинации относительно низкими.

Неудивительно, что секторы, более подверженные негативному влиянию пандемии, включая ресторанный бизнес, туризм, сферу развлечений, сферу услуг, пострадали намного сильнее.

Но способность к переходу на дистанционный режим работы сильно повлияла на рынок труда. Так, около 70% тех, кто закончил университет, могут работать из дома. Для сравнения: тех, кто не закончил среднюю школу и при этом способен работать удаленно из дома, всего 15%. Работники в сфере транспорта, монтажа, строительства и сельского хозяйства вовсе не имеют возможность работать в дистанционном режиме.

Таким образом, как уровень образования, так и способность работать дистанционно повлияли на вероятность потери рабочих мест в странах-членах ЕС.

Пандемия также усилила разрыв между молодым и пожилым населением. Старшее поколение, как правило, хуже справляется с использованием современных цифровых технологий, не говоря уже о работе в дистанционном режиме. Поэтому они находятся примерно в такой же ситуации, что и малообразованные лица в ЕС.

Пропасть между бедными и богатыми будет расти

Люди с более низким уровнем образования, как правило, имеют более низкие доходы и гораздо хуже приспособлены к удаленной работе из дома, чем люди с высшим образованием.

Кроме того, нужно учитывать, что потеря работы для лиц, имеющих низкое образование, является большим шоком и гораздо более серьезной проблемой, чем для высокообразованной части населения.

Следовательно, пандемия COVID-19 усилила неравенство в доходах между богатыми и бедными в ЕС, где правительства стран ввели в действие масштабные программы защиты занятости, но, похоже, безуспешно.

Учитывая весьма слабые темпы вакцинации в ЕС, действующие в европейских странах ограничения, нацеленные на сдерживание распространения коронавируса, будут сохраняться еще долгое время. Такая перспектива означает, что разрыв между богатыми и бедными в ЕС будет только увеличиваться.

Велика вероятность того, что некоторые работодатели могут окончательно перейти на дистанционный режим даже после отмены ограничений.

Это будет означать полное переформатирование рынка труда, к которому, очевидно, не готовы отдельные группы населения, среди которых малообразованные и пожилые люди. Поэтому европейскому руководству не следует игнорировать эту проблему, надеясь, что с окончанием пандемии она исчезнет, и предпринимать конкретные действия уже сейчас.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.