За последний год уровень бедности в процентном соотношении в Литве уменьшился, однако нищета и анормальное для сравнительно небольшой республики неравенство никуда не делись и представляют собой один из самых серьезных вызовов для властей.
Хорошо, хорошо, да не очень-то
По новейшим данным Департамента статистики при Минфине Литвы, в 2019 году уровень бедности в стране составил 20,6% – на 2,3% меньше, чем годом ранее. Между тем уровень абсолютной нищеты за 2019 год составил 7,7% – снизился на 3,4%. Это означает, что около 215 000 жителей выживают на 251 евро в месяц на одного человека или на 527 евро на семью, состоящую из супругов и двоих детей до 14 лет. Риск бедности, при котором жители получают 379 евро в месяц на одного человека семьи или 797 евро на семью из двоих взрослых и двоих несовершеннолетних детей, снизился на 1,7%.
Правительственные функционеры и представители правящей партии "Союз крестьян и зеленых Литвы" (СКЗЛ) поспешили заявить об успехах. В частности, премьер-министр Саулюс Сквернялис отметил, что страна движется в правильном направлении, у кабмина, дескать, есть повод для оптимизма, однако цифры порадовали не всех.
Президент Гитанас Науседа был настроен менее оптимистично. По его словам, число людей, живущих за гранью нищеты, особенно, когда речь идет о детях, одиноких матерях и стариках, по-прежнему очень велико. Говорить об ощутимом прогрессе было бы опрометчиво – это самообман.
"Это [снижение] радует, но вместе с этим мы должны быть реалистами – уровень риска бедности все еще очень высок. Он значительно больше, чем средний показатель в странах Европейского союза (ЕС). [...] Что означают 20,6% жителей страны, живущих за чертой бедности? Это 576 000 человек – слишком много для того, чтобы можно было успокоиться. Получается, что примерно весь Вильнюс, если мы говорим о численности населения, финансово не сводит концы с концами!" – посетовал глава государства.
Абсолютный уровень бедности, который, как уже упоминалось, составляет около 8%, означает не что иное, как то, что восемь литовцев из 100 сегодня находятся в бедственном положении. В Министерстве социальной защиты и труда заверили общественность и президента, что осознают всю глубину накопившихся проблем в этой сфере, однако основная задача сегодня состоит в помощи самым слабым и самым нуждающимся. Это значит – побороть абсолютный уровень бедности, а дальше решать последующие вопросы.
Обратная сторона роста
Важно понимать, что за процентами и ажурными цифрами стоят жизни реальных людей. Десятки тысяч граждан Литвы сегодня не могут почувствовать на себе все прелести роста экономики, о котором на протяжении последних лет с гордостью заявляют правительства и экономисты коммерческих банков. Рост ВВП страны (вплоть до пандемии коронавируса – прим. автора) был очень уверенным, но вместе с ним увеличивалась и социальная разобщенность.
К слову, с финансовыми проблемами в стране сталкиваются далеко не только те, кто живет за условной чертой бедности или в зоне риска, многие представители среднего класса точно так же испытывают трудности. Об этом говорит статистика. Так, по данным европейского статистического бюро Eurostat, около 1,2 млн жителей Литвы – 39% всего населения – не могут позволить себе провести каникулы вдали от дома. Иными словами, у четырех из десяти граждан нет возможности отправиться в отпуск на неделю вне дома. Это очень высокий негативный показатель для страны Евросоюза.
Самая сложная ситуация в Румынии: там не могут позволить себе отдыхать вне дома 54% жителей страны. Дальше располагаются Греция (49%), Хорватия (48%) и Кипр (45%). В среднем по ЕС около 29% населения не может позволить себе такой отпуск. Лучше всего ситуация в Швеции, Дании и Люксембурге. В этих странах такой отдых недоступен всего лишь для 10% и 11% граждан соответственно.
Несчастливая литовская пенсия
Когда речь идет о европейцах-пенсионерах, как правило, у большинства из нас в голове сразу возникает ассоциативная картинка: немецкие пожилые пары, рассекающие по улицам европейских столиц и популярных курортов, с фотоаппаратами и беззаботными улыбками. Однако в Литве, равно как и в странах Балтии в целом, ситуация обстоит несколько иначе.
Уровень бедности – один из основных вызовов для системы социальной защиты Литвы, но не ключевой. Главная проблема заключается в том, что самая уязвимая группа населения – это пенсионеры, львиная доля которых живет за чертой бедности, а доходов тех, кто не подпал под эту категорию, все равно не хватает для того, чтобы достойно встретить старость и отдохнуть после долгих лет работы.
Известно, что 40% литовских пенсионеров живут за чертой бедности. Иными словами, эти люди в месяц получают меньше 379 евро. По словам профессора Вильнюсского университета Ромаса Лазутки, экономиста, апологета социально ориентированной модели рыночной экономики, сегодня ежемесячная пенсия 73 тысяч пенсионеров в Литве составляет менее 250 евро на руки. Сказать о том, что это очень серьезная проблема, – не сказать ничего. Комментарии здесь излишни.
При этом экономист Лазутка твердо убежден, что основная вина лежит на государстве. Денег в Литве вполне достаточно, чтобы пенсионные выплаты увеличились, необходимо лишь с умом распоряжаться финансами, ввести некоторые поправки к законам и видоизменить налоговую систему.
"Собираем мало налогов, мало выделяем на пенсии, поэтому они и такие маленькие. Правительство этой каденции не уделяло должного внимания снижению разобщенности. Четыре года пробежали, не решая проблемы, частью которой является пенсионная система", – цитирует профессора пресс-служба Социал-демократической партии Литвы.
Экономист с грустью констатирует, что сегодня старость в Литве стала созвучна со словом бедность. Эту устоявшуюся традицию нужно ломать, однако на действующее правительство никаких надежд он уже не возлагает. По его словам, за дело должна взяться уже новая власть, которая может смениться после парламентских выборов, намеченных на 11 октября этого года.
Ромас Лазутка резюмировал: "Мы должны достичь того, чтобы старость не была синонимом бедности".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.