Как отмечает автор британской The Week Эндрю Дэй, распиаренная на Западе идея об "имперских амбициях Путина" ошибочна.
"Независимо от того, угрожал НАТО России или нет, Путин был убежден, что угрожает, и это его убеждение повлияло на решение о начале спецоперации. Более того, опасения Путина были вполне предсказуемыми, и войны можно было бы избежать, если бы Вашингтон отнесся к ним серьезно", – пишет обозреватель.
Дэй обращает внимание на позицию Белого дома в преддверии начала спецоперации. В частности, по его мнению, заверения Вашингтона о НАТО как исключительно "оборонительном союзе" не выдерживают критику.
Бывший постоянный представитель США при НАТО в 2009–2013 годах еще в 1999 году написал доклад, в котором отражал "эволюцию НАТО от союза коллективной обороны к организации, занимающейся прежде всего урегулированием кризисов".
Он заявил тогда, что, "без сомнений", НАТО может применить силу, и выдвинул тезис о том, что организации следует подчеркнуть "свою принципиальную готовность участвовать во всем спектре возможных военных миссий".
Несколько недель спустя НАТО начал бомбить Сербию, чтобы наказать ее за нарушения прав человека.
В 2011 году НАТО снова применил военную силу вне рамок действия статьи 5, на этот раз против Ливии. Введенная НАТО бесполетная зона получила поддержку ООН, но ее имплементация превратилась в операцию по смене режима.
"Даже если бы НАТО был "оборонительным альянсом", вступление в него Украины затронуло бы интересы безопасности России. <...> Поскольку Запад не признает присоединение Крыма Россией, рассуждал он (Путин – прим. Baltnews), любой конфликт там может рассматриваться как нападение России на Украину, что приведет к срабатыванию статьи 5", – подчеркивает обозреватель The Week.
Интересно отметить, что еще в 2008 году, о чем напоминает автор статьи, посол в России и нынешний директор ЦРУ Уильям Бернс сообщал в Вашингтон, что "вступление Украины в НАТО явится нарушением самой яркой из всех "красных линий" для российской элиты (а не только для Путина)".
За два с половиной года общения в России со сторонниками жесткой линии, либералами и всеми, кто находится между ними, Бернс не смог "найти никого, кто рассматривал бы Украину в НАТО как нечто иное, чем прямой вызов интересам России".
"Путин несет ответственность за российскую спецоперацию на Украине. Но перспектива вступления Украины в НАТО обострила восприятие Москвой этой угрозы и сделала геополитический взрыв более вероятным. Тот факт, что США отказались обсуждать этот вопрос с Россией, особенно загадочен с учетом того, что западные лидеры в частном порядке заявили руководству в Киеве, что "вы не будете членом НАТО", – подытожил обозреватель.