Начало февраля получилось богатым на число встреч лидеров влиятельнейших стран на мировой арене. После переговоров между высокопоставленными дипломатами и главами МИД США и России настал черед и Европы.
Президент Франции Эммануэль Макрон с рабочим визитом направился в Москву для диалога с главой РФ Владимиром Путиным. После этого лидер Пятой республики направится в Киев. Не отстает и Германия. Глава МИД этой страны недавно нанесла визит в Москву, а 7 февраля канцлер ФРГ Олаф Шольц отправился в Соединенные Штаты. Через неделю он намерен посетить Киев.
При этом все чаще между собой проводят встречи на высшем уровне Иран, Китай, Индия и Россия. Сам президент РФ Владимир Путина, кстати, незадолго до визита Макрона, побывал в Китае, где побеседовал с председателем КНР Си Цзиньпином.
Кроме того, в январе 2022 года Путин встретился с президентом Исламской Республики Иран Сейедом Эбрахимом Раиси, а в декабре 2021-го – с индийским премьер-министром Нарендрой Моди.
Как правило, в международных отношениях такая повышенная дипломатическая активность за столь короткий промежуток времени и частые поездки первых лиц государств связаны с необходимостью реагировать на серьезные изменения, происходящие на мировой арене.
Значит ли это, что в среднесрочной перспективе стоит ждать каких-то серьезных потрясений в Европе или в отношениях между Россией, Китаем и их партнерами, с одной стороны, и США с Европой – с другой?
Европа делает вид, что она тоже важна
Почти в ходе всех встреч на высшем уровне между политиками России, Китая, европейских стран и США обсуждается прямо или косвенно якобы готовящееся Москвой нападение на Украину. Разумеется, в РФ и Китае постоянно повторяют, что для Кремля в подобной агрессии нет никакого смысла, однако отдельные политики Запада продолжают "удерживать на плаву" эту повестку во чтобы то ни стало.
Впрочем, именно те, кто заочно обвиняют Россию и даже предлагают ввести против нее санкции заранее, де-факто пока особой поддержки у серьезных игроков на мировой арене не находят. Это касается в первую очередь Великобритании, руководство которой не хочет (или даже не может) идти на прямой диалог с Кремлем.
Приезд в Киев премьер-министра Соединенного королевства Бориса Джонсона и его нагнетание истерии вокруг якобы нападения России на Украину по сути кончились ничем. Киев не решился устроить провокации в Донбассе на следующий день после отъезда Джонсона, Москва никого не завоевала, и даже "суперсанкций" против нее пока не ввели.
Зато Эммануэль Макрон стал действовать более гибко, решив, что Киев он, конечно, посетит, но сначала нужно съездить с рабочим визитом в Москву. Более того, еще перед встречей с Путиным от премьера Франции прозвучали тезисы о том, что западным странам, "скорее всего, придется пойти на определенные уступки ради урегулирования кризиса вокруг Украины".
В Politico тут же отметили, что Макрон не только уменьшил значение опасений о якобы оккупации Украины, но и протянул России оливковую ветвь, заявив, что понимает желание Москвы защищать свои интересы в плане безопасности
"Интенсивность диалога, который у нас был с РФ, и этот визит в Москву, вероятно, предотвратят проведение военной операции. Затем мы обсудим условия деэскалации", – заявил Макрон в интервью еженедельнику Journal du Dimanche.
Более того, глава Франции вполне здраво отметил, что на данный момент геополитическая цель России – это точно не Украина, а прояснение правил сосуществования с НАТО и ЕС (что Москва и пытается объяснить Вашингтону в последние недели).
Мотивация Макрона отчасти ясна. На фоне пандемии и экономических проблем в стране он теряет рейтинг, а президентская кампания (выборы уже в апреле) идет полным ходом. Надо зарабатывать политические очки везде, где только можно. В том числе и за счет постановки себя в роли миротворца, который приехал в Москву и "предотвратил" войну на Украине.
Хотя каждому понятно, что ее бы и без Макрона не было, ведь России нет никакого смысла ее начинать, но почему бы не использовать подобную повестку в своих политических целях? В определенной мере по этой же причине канцлер Германии Олаф Шольц едет и в США (а затем, как и Макрон, в Киев).
Ему нужно как-то повысить значимость в Старой Европе. Визит в Вашингтон и диалог с первыми лицами в США – это как раз один из таких способов, считает политический обозреватель Александр Асафов:
"Лидеры Старой Европы не изменят в корне своей позиции по отношению к Москве или Киеву после всех этих встреч. У руководства Франции и Германии есть четкое и связанное понимание ситуации, они прекрасно представляют себе, что происходит, просто не всегда прямо об этом говорят. Участившиеся визиты глав государств связаны в том числе с желанием Макрона (готовится к выборам) и Шольца (недавно вступил на свой пост и ему нужно повысить свою значимость) показать их вовлеченность в серьезные процессы на мировой арене".
"Напрямую европейские лидеры не являются полноценными акторами на в международных отношениях. Их возможностей на мировой арене явно недостаточно, чтобы влиять на процессы, как у других игроков вроде США, КНР или РФ. Но раз американцы говорят о европейской безопасности, Париж и Берлин в любом случае должны как-то реагировать", – заявил политолог Baltnews.
Он подчеркнул, что это все не изменит внешнеполитического курса Старой Европы к России, поскольку отношения, несмотря на разнонаправленную риторику, уже давно сформированы и стабильны. Да, есть разговоры о применении санкций против РФ, причем даже идут споры о необходимости исключить из них энергетический сектор. Есть рассуждения по поводу предполагаемого российского вторжения. Но общий тренд в отношениях ЕС и России это не изменит.
"Кроме американцев, война никому не нужна. Она не нужна, по сути, и самим США, но руководство этой страны все же пока нагнетает напряженность в инфополе. При этом в Старой Европе и на Украине лидеры пытаются не допустить даже обсуждения вероятного конфликта, о чем прямо и высказываются", – пояснил эксперт.
Ослушается ли американских партнеров Старый Свет ?
Важно отметить, что несмотря на несопоставимость влияния Европы на мировой арене с влиянием США и России, Старый Свет все же иногда пытается, пусть часто и безуспешно, проводить внешнеполитический курс, который несколько отличается от действий Вашингтона.
Говоря о стратегической автономности ЕС (очевидно от США) и выставляя себя в качестве успешного примирителя Запада и России, Макрон, безусловно, делает это больше для получения политических очков, чем для реальной самостоятельности Евросоюза или разрешения конфликта на востоке Украины.
Шольц, направляясь в Вашингтон, а затем в Киев, хочет показать населению Германии, что он – важная политическая фигура на мировой арене, с которой хотят говорить и в Америке, и в Европе.
Президент Франции и канцлер ФРГ де-факто занимают более примирительную позицию по отношению к Москве, чем лидеры Соединенных Штатов и Великобритании. Берлин не хочет санкций против РФ в энергетическом секторе и даже несмотря на увеличившееся в стране влияние "Зеленых", до сих пор не отказался полностью от "Северного потока–2".
Более того – Шольц едет в США на фоне обвинений американских политиков и СМИ в адрес Берлина за то, что ФРГ отказывается поставлять летальное оружие Украине. Напомним, Германия даже запретила Эстонии отправлять Киеву вооружение немецкого производства.
Примерно так же ведет себя и Франция, которая не торопится снабжать украинские войска в Донбассе патронами и артиллерийскими снарядами. Это уже не говоря о примирительной риторике Макрона и его визите в Москву.
Однако политолог Андрей Тихонов полагает, что пока не стоит надеяться на то, что Европа разворачивается в сторону Востока и готовится полностью игнорировать рекомендации США.
"Тема раскола Запада на англосаксов и франко-германский мир очень популярна в России со времен вторжения США в Ирак в 2003 году. Тогда во Франции и Германии проходили массовые антивоенные демонстрации, а лидеры этих стран – Жак Ширак и Герхард Шредер – выступили против действий американцев. Но, как мы помним, ничего у этой "внутренней оппозиции" тогда не получилось, Ирак был разграблен, а Ширака и Шредера сменили более проамериканские политики", – рассказал эксперт в комментарии Baltnews.
Макрон и Шольц как личности не тянут на то, чтобы возглавить сопротивление диктату США. Не стоит тешить себя иллюзиями и преувеличивать разногласия Берлина и Парижа с Вашингтоном, констатирует Андрей Тихонов.
"Россия имеет дело с ультраимпериализмом, в котором преодолены противоречия между империалистическими странами. И Франция, и Германия являются бенефициарами нового мирового порядка и участвуют в эксплуатации периферии наряду с "англосаксами". Германия, в частности, была самым активным поджигателем гражданской войны на Украине. Послы Германии и Франции непосредственно участвовали в перевороте в Киеве. Поэтому применять подходы, годные для предыдущей стадии капиталистического мира, искать противоречия между великими державами – контрпродуктивно. Это приведет к ошибочным выводам и бездействию в ожидании, что эти противоречия начнут работать на Россию", – резюмировал политолог.
Можно заключить, что от сегодняшней дипломатической чехарды со стороны Европы никакой реальной пользы нет. Главы Франции и Германии просто работают на свой рейтинг, а решать реальную проблему на Украине и в отношениях между США и Россией у ЕС нет ни желания, ни сил.
Впрочем, надо признать, что сейчас "ядро" Евросоюза по крайней мере больше не подливает масла в огонь противостояния Вашингтона и Москвы.
В РФ, похоже, прекрасно понимают, что роль Европы не стоит переоценивать, а значит, и нет смысла как-то особенно реагировать на ее действия или риторику. Логичнее в подобных условиях фокусироваться на реальных действиях руководства США.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.