Стремясь выработать новые правила отношений и снизить напряженность в Европе, а также обеспечить взаимные гарантии безопасности, Россия ведет переговоры с НАТО в лице США. Пока что Москва и Вашингтон выражают осторожный оптимизм.
Впрочем, есть те, кто готов принести на кровавый алтарь русофобии не только интересы США и всей Европы, но и свое собственное будущее. Такими "самоубийцами" выступают Польша и страны Балтии.
Робкие попытки возобновить диалог
В попытках найти мирное решение накопившихся проблем 9 января в Женеве дипломаты из России и США провели предварительные переговоры. Основной темой встречи стали гарантии безопасности, которые Москва потребовала еще в середине декабря.
"Разговор был сложный, но деловой, мы погрузились в материю предстоящих дел, я думаю, что завтра мы не будем времени тратить. Я никогда не теряю оптимизм, всегда [им] руководствуюсь", – прокомментировал прошедшие переговоры заместитель министра иностранных дел России Сергей Рябков.
Тем не менее российский дипломат указал на то, что Вашингтон не может действовать полностью самостоятельно – без оглядки на некоторых "союзников".
"Двусторонний диалог с нами им вести некомфортно, потому что они чувствуют за собой глаза и уши наиболее антироссийски настроенной группы в НАТО", – отметил Рябков.
В свою очередь американская сторона сообщила, что настроена на конструктивный и продуктивный диалог. В частности, глава американской делегации, первый заместитель госсекретаря США Уэнди Шерман заявила, что Вашингтон "приветствовал бы подлинный прогресс путем дипломатии".
Отдельно в Вашингтоне подчеркнули, что обсуждение некоторых вопросов оставят до встречи Совета Россия – НАТО в Брюсселе 12 января и до заседания Постоянного совета ОБСЕ в Вене 13 января. Объясняется это тем, что США не будут решать вопросы европейской безопасности без участия своих союзников по альянсу.
Впрочем, в самом НАТО тоже звучат оптимистичные заявления – хоть и более осторожные. Так генеральный секретарь альянса Йенс Столтенберг заявил, что верит в дипломатические пути налаживания отношений с Россией, но отказался от каких-либо уступок по Украине.
"Можно найти решение, политическое решение, а также учесть озабоченности России. [...] Однако риск конфликта сохраняется", – сказал он.
Также Столтенберг вспомнил о российской истории. По его словам, она якобы "на протяжении веков переживала конфликты с соседями", но сейчас у нее появилась альтернатива – сотрудничество с альянсом.
Требования же Москвы по гарантиям безопасности, касающиеся в частности запрета на вступление Украины и других постсоветских стран в НАТО и военную деятельность на территории этих государств, Столтенберг исключил из сферы возможных уступок.
Стоит отметить, что, будучи функционером альянса, его генсек прямо заинтересован в том, чтобы объединение "росло и крепло", наращивая свои бюджеты и получая новые функции. То есть заявление Столтенберга можно расценивать как попытку и лицо сохранить, и "застолбить" украинское направление для деятельности НАТО.
Разносчики русофобии еще не изолированы
С другой стороны, в Европе есть куда более влиятельные акторы, чем хоть и высокопоставленные, но функционеры НАТО. Это государства, которые способны вставлять палки в колеса процессу налаживания отношений с Москвой как на уровне организаций, так и в формате личной инициативы.
В частности, речь идет о Польше, Литве, Латвии и Эстонии, которые, пользуясь тем, что ключевые решения как в НАТО, так и в Евросоюзе принимаются консенсусом, уже демонстрировали принципиальное отсутствие солидарности с союзниками, если дело касалось мирного диалога с Россией.
Например, в июне 2021 года (вскоре после проведения саммита Россия – США, во время которого встретились президенты этих стран Владимир Путин и Джо Байден) Евросоюз также задумывался о саммите Россия – ЕС.
Данную инициативу активно продвигали Берлин и Париж. Тем не менее даже авторитета двух главных экономик ЕС оказалось недостаточно для того, чтобы преодолеть закостенелую русофобию Польши и "балтийских тигров".
Говоря о позиции стран Балтии, президент Литвы Гитанас Науседа "предупредил" Европейский союз о "недопустимости" прямого диалога с президентом России до тех пор, пока "Москва не изменит своего поведения".
"Мы должны иметь дело с Россией, но очень осторожно относимся к истинным намерениям "режима Путина". Пока мы не видим реальных изменений в модели поведения России", – заявил Науседа.
До этого бывший канцлер ФРГ Ангела Меркель выдвинула новую модель отношений ЕС с Россией. Тогда Германия предложила ввести новые экономические санкции и одновременно с этим заявила о возможности встречи на высшем уровне между европейскими лидерами и президентом России Владимиром Путиным.
По мнению исполнительного директора международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислава Бышка, заявление Меркель о необходимости выработать скоординированную модель действий ЕС в отношении России говорило о том, что Европа пытается отделить политику от других областей сотрудничества с Москвой.
Депутат Госдумы РФ Олег Морозов отметил, что в Европе есть несколько анклавов, которые руководствуются не столько европейскими интересами в решении тех или иных вопросов, сколько смотрят на то, что говорят по этому поводу за океаном – в Вашингтоне.
Он подчеркнул, что для этих европейских стран такое поведение – вполне естественно: "Учитывая, что поляки претендуют на [роль] военного форпоста Америки в Европе, Великобритания – как бы главный сателлит, а Прибалтика вообще существует только за счет американской подкормки".
Отдельно Морозов отметил, что желание стран Западной Европы наладить отношения с Россией возникло не из-за того, что они настроены как-то пророссийский, а потому, что они исходят из своих национальных интересов и осознают, что с Москвой выгодней поддерживать конструктивные контакты, а не усиливать конфронтацию.
Даже если Прибалтика и Польша в целом послушны США, в той ситуации, когда сам Вашингтон желает хоть в какой-то степени улучшить отношения с Москвой, на их адекватное поведение рассчитывать все равно не приходится.
Дело здесь в той же агентности. Будучи заинтересованными в военной и экономической поддержке со стороны США и НАТО, Польша и страны Прибалтики всеми силами стараются не только усилить напряженность в отношениях между Россией и Западом, но и всячески подчеркнуть свою "исключительную роль в "сдерживании российской агрессии".
Фраза "деньги любят тишину" – это не про Литву, Латвию, Эстонию и Польшу.
Словом, как бы США, ЕС или НАТО ни пытались наладить диалог с Москвой, при любой их попытке со стороны Варшавы, Вильнюса, Риги и Таллина будут раздаваться визг возмущения и байки о "злом русском медведе", желающем украсть чужие шпроты.
Впрочем, русофобия прибалтов и поляков, с которой они мешаются под ногами американской дипломатии, больше всего неудобств доставляет именно Европейскому союзу и Германии с Францией – в частности. Последние хоть и имеют амбиции на международной арене, но оказываются ограничены механизмами принятия решений в ЕС, которыми активно пользуются в антироссийском лобби.
"У Франции и Германии нет никаких перспектив [стать независимыми субъектами на международной арене], так как принцип принятия решения на уровне ЕС не дает возможности Франции и ФРГ вести какую-то отдельную политику, и Париж с Берлином фактически стали заложниками того расширения, которое они когда-то с такой радостью провели", – ранее заявил в комментарии Baltnews политолог Сергей Михеев.
Что дальше?
С относительно непростой ситуацией, в которой оказались страны Европы и США из-за стран Балтии и Польши, все более-менее понятно. Но что в этой ситуации остается делать России?
Кремль пока лишь с недоумением взирает на потуги Варшавы, Вильнюса, Риги и Таллина и продолжает надеяться на возрождение благоразумия и реализма в Европе, которые так упорно попираются Польшей и Прибалтикой.
Пресс-секретарь президента России Владимира Путина Дмитрий Песков уже назвал страхи Литвы, Латвии и Эстонии в отношении России труднообъяснимыми и необоснованными, подчеркнув, что РФ нацелена на выстраивание конструктивных отношений с этими государствами.
"К сожалению, Эстония, собственно, как и Латвия, как Литва – они совершенно необоснованно предаются какому-то труднообъяснимому чувству страха России, боязни России в связи с тем, что они считают угрозой, которая исходит от России. Это совершенно несостоятельные, необоснованные страхи", – заявил Песков.
Подытоживая, можно признать, что интегрировав Польшу и Прибалтику в западное пространство, лидеры ЕС и США не только заработали определенные политические очки и получили тактические выгоды, но и заложили не одну бомбу под мост, столетиями соединявший Россию и Западную Европу.
Сейчас перед Вашингтоном стоит выбор: либо усмирить зарвавшихся вассалов и быть обвиненным в том, что он не очень-то хороший союзник, либо позволить прибалтам и полякам диктовать себе невыгодные, но ставшие уже привычными русофобские условия.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.