Обоюдоострый меч миграции. Кризис беженцев больно ударит и по тем, кто его режиссировал

Мигранты в белорусском транспортно-логистическом центре "Брузги", 19 ноября 2021
© AFP 2022 / LEONID SHCHEGLOV

Николай Межевич

Западные СМИ обвиняют Белоруссию и Россию в миграционном кризисе. Однако ни Минску, ни Москве не нужна была напряженность на границе с ЕС накануне запуска "Северного потока–2".

Миграция населения в последнее время все больше и больше превращается в оружие регионального противостояния. Интернет, неконтролируемые мессенджеры позволяют "черным брокерам" дешевой рабочей силы получать сверхприбыли, наживаясь на транспортировке мигрантов, а нечистым на руку правительствам достигать политических целей, используя мигрантов как живой товар в торговле геополитическими интересами.

Миграция – идеальный инструмент филигранной настройки мировой экономики, потенциал обмена инновациями, идеями, средство оживления стареющих наций (как в физическом, так и в моральном смысле) – превращается в руках прагматичных политиков и бизнесменов в жестокое оружие.

Можно сказать, что текущий миграционный кризис на границе Польши и Белоруссии в какой-то степени закономерен. С одной стороны, простаивают мощности одного из секторов мировой теневой экономики – инфраструктура, годами обеспечивающая поток беженцев и мигрантов с востока на запад. А это серьезные вложения как в интернет-технологии, так и в создание транспортных путей, теневых туристических агентств, систем подделки документов.

С другой стороны, появился спрос на поддержание напряженной ситуации на территориях между РФ и Западной Европой.

При этом противостояние военной мощи НАТО и энергетической мощи России на территории Европы близко к завершению. "Северный поток–2" должен поставить точку в этом конфликте двух сверхдержав, показав, кто на самом деле хочет и может обеспечить экономическую безопасность Европы, а кто – раскачивает лодку в надежде в очередной раз сорвать куш в региональных "разборках", руководствуясь принципом "разделяй и властвуй".

Наши североамериканские "партнеры" всегда стремятся получить сразу несколько выгод от любой ситуации, над которой "работают". Создавая напряженность в восточных странах, стремясь контролировать нефтяные месторождения Ближнего Востока, они одновременно находят сбыт своему вооружению, устраивают провокации против России, используют потоки беженцев для дестабилизации ситуации в Европе.

Контроль издержек, диверсификация рисков и эффективное использование любых отходов производства – максимизация долларовой прибыли в действии. Только вот в данном случае отходами становятся люди. На границе Польши и Белоруссии мы видим, как неконтролируемый империалистический капитализм в погоне за сиюминутной прибылью с легкостью перемалывает судьбы тысяч людей.

Куда делся гуманизм цивилизованной Германии с его заботой о беженцах? Оказалось, что в условиях пандемии своя немецкая рубашка ближе к телу, чем общеевропейская. И гуманистическая риторика используется только тогда, когда приносит экономическую выгоду.

По словам английского писателя Уильяма Теккерея, легко быть хорошим за тысячу фунтов в год, и очень трудно – за сто. Удобно быть добрым, когда это приносит тебе прибыль. Какой смысл обращать внимание на тысячи страдающих беженцев, когда уже прибывшие мигранты сидят в Германии без работы в связи с чередой локдаунов?

В ситуации, когда фонды ЕС трещат по швам, когда многие европейские страны жалуются на то, что их оставили в одиночку бороться с последствиями коронавируса, когда сама идея евроинтеграции ставится под сомнение, а Венгрия и Польша противопоставляют свои традиционные ценности "радужному" Евросоюзу, не время для Германии проявлять гуманизм.

Всем очевидно, что коль скоро католическая Польша не приняла своих собственных польских геев, то тем более не примет инородных беженцев-мусульман. И глава МВД ФРГ Хорст Зеехофер наконец может дать волю своему прагматизму по отношению к мигрантам, великодушно назначая Польшу "спасительницей" Германии от наплыва беженцев.

Пока "цивилизованная" Европа поливает беженцев из водометов, избивает их и стягивает к границе войска, "варварская" Белоруссия предоставляет жилье, еду, одежду и медицинскую помощь, стараясь устроить судьбу людей, потративших последние средства на переезд, наилучшим образом для них, сообразуясь с их желаниями, не преследуя какие-либо собственные эгоистические цели.

Мигранты в белорусском транспортно-логистическом цетре в "Брузги" недалеко от Гродно, 19 ноября 2021
© AFP 2022 / MAXIM GUCHEK
Мигранты в белорусском транспортно-логистическом цетре в "Брузги" недалеко от Гродно, 19 ноября 2021

При этом Западные СМИ хором обвиняют Россию и Белоруссию в "сознательной эскалации" напряженности на границе с ЕС. Не объясняя, впрочем, какую именно выгоду стремится получить Союзное государство от этой эскалации.

Какой смысл создавать напряженность накануне грандиозного прорыва – запуска "Северного потока–2", который принесет России и Белоруссии больше дивидендов в экономическом и политическом плане, чем они имели за последние 30 лет? Кому выгодно?

Очевидными бенефициарами положения могут стать только те, кто пытается навязать Европе свой сланцевый газ, и ради контролирования европейской экономики наращивают свой военный потенциал на границах с Россией и Белоруссией.

История показывает, что не в первый раз общемировой экономический кризис сопровождается эскалацией напряженности на территориях между Германией и Россией. И неважно, что служит спусковым сигналом: выстрел в эрцгерцога, нападение на радиостанцию в Глайвице или скопление мигрантов на польской границе.

Бенефициаром последующего противостояния всегда оказываются силы, напрямую не участвующие в конфликте, умело режиссирующие наиболее выгодное развитие событий издалека, присоединяющиеся в удобный момент к победителю.

Однако времена, когда можно было безопасно разыгрывать подобные сценарии, прошли. Интернет работает в обе стороны. Небывалая открытость информации мгновенно обнажает истинные намерения любой самой хорошо завуалированной многоходовки. 

Мировое сообщество (как правительства, так и простые граждане) отлично понимают, кто и с какой целью срежиссировал "оранжевые революции" на Ближнем Востоке, что на самом деле произошло в Сирии, чем закончилась операция "Несокрушимая свобода" в Афганистане.

Как долго человеческие жизни по всему миру будут оставаться заложниками стремления избежать американского дефолта? Неужели многочисленные жертвы COVID-19 не научили мировое сообщество тому, что самый драгоценный и трудновосполняемый ресурс – это человеческие жизни и их безопасность?

Сколько еще провокаций со стороны НАТО придется преодолеть, прежде чем народы Европы поймут, что славяне проявляют сострадание безотносительно экономической или политической выгоды, что вопросы интеграции лиц другой национальности, религии или сексуальной ориентации решаются в Союзном государстве тихо, эффективно, без ущерба для титульных наций?

Думается, Белоруссия без труда примет иракских и курдских беженцев, если таковые пожелают там остаться. Однако терпение ее не безгранично.

Если прекращение провокаций с одновременным обнулением необоснованных претензий к Союзному государству со стороны западных стран не произойдет в ближайшее время, можно быть уверенным в том, что долго сдерживаемая ответная реакция не заставит себя ждать.

И будет она, как всегда, асимметрична.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме