Война Советского Союза с нацистской Германией началась 22 июня 1941 года со вторжения на территорию СССР гитлеровских войск и их европейских союзников. Руководство Третьего рейха рассчитывало на стратегию молниеносной войны и быструю ликвидацию советского государства с целью завладеть богатствами страны и германизировать территории вплоть до Урала.
Разработка плана нападения на СССР велась по указанию Адольфа Гитлера с июля 1940 года. К тому моменту Германия уже захватила Данию, Норвегию, Бельгию, Нидерланды, Люксембург, нанесла поражение Франции, выгнала с континента британскую армию.
Успешность германской военной кампании во многом объясняется попустительским отношением Великобритании и Франции, которые долгое время заигрывали с Гитлером и шли ему на уступки.
Сегодня отдельные страны Евросоюза пытаются представить картину иначе и возложить ответственность за войну на СССР – наравне с Германией. Делается это с помощью деклараций и резолюций, уравнивающих коммунизм и нацизм, а также за счет антисоветских мифов.
Миф №1. Советский Союз не хотел сотрудничать с Западом
Накануне войны Великобритания и Франция следовали так называемой политике умиротворения: с помощью компромиссов Лондон и Париж рассчитывали успокоить гитлеровские амбиции.
Закрывая глаза на агрессию, обвиняя Германию исключительно на словах, западные державы надеялись, что идеи и желания немецких нацистов будут удовлетворены за счет более слабых государств и, что считалось самым идеальным, – за счет СССР.
В 1938 году Великобритания и Франция поддержали претензии Германии на Судетскую область и в ночь с 29 на 30 сентября подписали Мюнхенское соглашение. Согласно ему, в течение десяти дней Чехословакия должна была освободить и уступить Германии Судеты. Под давлением Польши и Венгрии к соглашению добавили приложения, которые требовали от Чехословакии скорейшего урегулирования территориальных споров с данными странами.
"Подумайте, есть ли у нас оправдание для того, чтобы начать войну? Я думаю, нет. Этим утром я летел над Темзой и с ужасом представил себе, что в нашем небе может появиться немецкий бомбардировщик. У нас нет выбора. Нам придется позволить Германии оккупировать Судеты, потому что у нас нет сил этому помешать", – говорил премьер-министр Великобритании Невилл Чемберлен.
Мюнхенский сговор быстро показал свою порочность, политика умиротворения – полную неработоспособность. Отторжение Судетской области стало первым шагом немецкой экспансии:
- 7 октября 1938 – начало раздела Чехословакии;
- 21 марта 1939 – Гитлер потребовал от Польши отдать Рейху Вольный город Данциг;
- 23 марта 1939 – Литва под угрозой применения силы передала Германии Клайпедскую область;
- 26 марта 1939 – правительство Польши ответило отказом на требование отдать Данциг;
- 3 апреля 1939 – Гитлер отдал первое указание о подготовке военной операции против Польши.
Подписание Мюнхенского соглашения показало СССР, что мировые державы не готовы учитывать ни мнение, ни интерес Москвы. Однако 17 апреля Кремль предложил Великобритании и Франции заключить договор о взаимопомощи.
Первое предложение Лондон и Париж не приняли, но 14 мая советская сторона вновь обратилась к ним с инициативой заключить англо-франко-советский союз, военную конвенцию и предоставить совместные гарантии малым странам Центральной и Восточной Европы.
Инициированные Москвой переговоры шли медленно и казались бесперспективными. Великобритания рассматривала СССР как средство давления на Германию и проводила тайные переговоры с немецкими нацистами. Франция была заинтересована в антигерманском союзе, стремилась возложить тяжесть войны на своих восточноевропейских союзников, но была полностью зависима от политики Соединенного Королевства.
Параллельно официальный Берлин вступил в контакт с советским руководством. 31 мая на сессии Верховного Совета СССР в выступлении министра иностранных дел Вячеслава Молотова прозвучала критика позиции Великобритании и Франции.
В сложившихся условиях, отмечал Молотов, "мы вовсе не считаем необходимым отказываться от деловых связей" с Германией и Италией. В ночь с 23 на 24 августа 1939 года в Москве был подписан Договор о ненападении между СССР и Германией.
Миф №2. Пакт Молотова – Риббентропа стал причиной германской агрессии
Советский Союз был последней страной, которая заключила договор о ненападении с Германией. Москва пошла на этот шаг после длительных попыток вступить в антигерманский союз с Великобританией и Францией.
Примечательно, что на Западе – у Великобритании, Франции, Польши, не говоря уже о более мелких странах, в том числе Латвии, Литве и Эстонии – уже были заключены аналогичные соглашения с Германией.
Сегодня Запад критикует пакт Молотова – Риббентропа, а особенно его дополнительный протокол, который определял "границы сфер интересов" сторон "в случае территориально-политического переустройства областей, входящих в состав прибалтийских государств" и польского государства.
В резолюции Европарламента от 19 сентября 2019 года утверждается, что именно подписание соглашения "поделило Европу и территории независимых государств между двумя тоталитарными режимами" и "проложило дорогу к началу Второй мировой войны".
Ситуацию с пактом и секретными протоколами необходимо рассматривать иначе. К августу 1939 года Германия была готова к войне с Польшей и планировала начать ее в ближайшее время, но при этом не готова была к военному конфликту с СССР. Чтобы начать войну и избежать столкновения с Советским Союзом, немцам нужно было договориться о разграничении сфер интересов, что и было сделано.
У Москвы, с другой стороны, было два варианта: либо пойти на союз с Гитлером, либо встать на защиту Польши, которая отказывалась сотрудничать с СССР. Британский политик, премьер-министр 1940–1945 годов Уинстон Черчилль вспоминал:
"В пользу Советов нужно сказать, что Советскому Союзу было жизненно необходимо отодвинуть как можно дальше на запад исходные позиции германских армий, с тем чтобы русские получили время и могли собрать силы со всех концов своей колоссальной империи. В умах русских каленым железом запечатлелись катастрофы, которые потерпели их армии в 1914 году, когда они бросились в наступление на немцев, еще не закончив мобилизации. А теперь их границы были значительно восточнее, чем во время первой войны. Им нужно было силой или обманом оккупировать прибалтийские государства и большую часть Польши, прежде чем на них нападут. Если их политика и была холодно расчетливой, то она была также в тот момент в высокой степени реалистичной".
В октябре 1939 года Советский Союз заключил с балтийскими республиками пакты о взаимопомощи, по которым стороны обязывались оказывать друг другу помощь, в том числе военную, "в случае возникновения прямого нападения или угрозы нападения со стороны любой великой европейской державы".
Вплоть до конца мая 1940 года советское руководство не планировало вводить на территорию стран Балтии дополнительный контингент советских войск и, тем более, инкорпорировать республики.
Взгляд на ситуацию изменился по двум причинам. Во-первых, руководство Литвы во главе с президентом Антанасом Сметоной всерьез обсуждало возможность установления германского протектората над республикой и саботировало взятые на себя союзнические обязательства перед Москвой.
Во-вторых, СССР был вынужден укреплять свои позиции на фоне стремительных побед германских войск на Западе. В итоге летом 1940 года Латвия, Литва и Эстония стали частью СССР.
Миф №3. СССР напал на Польшу
План нападения Германии на Польшу был составлен 11 апреля 1939 года и получил название "План "Вайс". Согласно ему, руководство Третьего рейха не рассматривало возможность вмешательства СССР в войну.
В мае во время совещания ряда высших офицеров в кабинете Гитлера было отмечено, что "польская проблема тесно связана с неизбежным конфликтом с Англией и Францией, быстрая победа над которыми проблематична". Однако с целью расширения "жизненного пространства на восток" Польшу необходимо было занять при первом же удобном случае.
Накануне нападения Германии на Польшу немецкая пресса сообщила, что помещение радиостанции в Глайвице было захвачено поляками. На самом деле это были переодетые в польскую военную форму солдаты СС во главе с штурмбаннфюрером СС, офицером разведки Третьего рейха Альфредом Науйоксом.
1 сентября вооруженные силы Германии перешли границы Польши. Объясняя населению причину начала военного столкновения, Гитлер ссылался на нападение на станцию и всячески избегал термина "война", чтобы не спровоцировать вступления в конфликт Англии и Франции. В изданном им приказе говорилось лишь об "активной обороне" против польской "агрессии".
Спустя два дня Англия, Франция, Новая Зеландия и Австрия объявили Германии войну. Период с 3 сентября 1939 года по 10 мая 1940 года вошел в историю как "Странная война". Словосочетание подчеркивает особенный характер боевых действий между враждующими сторонами, а точнее, их полное отсутствие, за исключением столкновений на море. За восемь месяцев "Странной войны" Гитлер успешно провел Польскую кампанию, захватил Данию и Норвегию, а также подготовился к вторжению во Францию.
Утром 17 сентября советское правительство вручило ноту послу Польши в СССР, где заявило, что Советский Союз обязан взять под свою защиту жизнь и имущество населения Западной Украины и Западной Белоруссии, "поскольку польское государство и его правительство перестали существовать". Тем же утром Советский Союз ввел войска в восточные районы Польши.
Уинстон Черчилль, который на тот момент занимал пост первого лорда Адмиралтейства, в своем выступлении по радио 1 октября 1939 года заявил:
"То, что русские армии должны были встать на этой линии [разграничения], было совершенно необходимо для безопасности России против нацистской угрозы. Как бы то ни было, эта линия существует, и создан Восточный фронт, который нацистская Германия не осмелится атаковать. Когда господин Риббентроп на прошлой неделе был вызван в Москву, ему пришлось узнать и принять тот факт, что осуществление нацистских планов по отношению к прибалтийским странам и Украине должно быть окончательно остановлено".
Руководство Великобритании и Франции трактовало действия СССР как антигерманские. Лондон решил "не посылать России никакого протеста". Полная оккупация Польши Германией усилила бы позиции Третьего рейха и приблизила сроки начала войны с СССР. Действия советского руководства позволили защитить этнических белорусов и украинцев, а также отодвинуть линию фронта примерно на 600 километров на запад.
Миф №4. Германия действовала превентивно и старалась защитить себя
Решение о войне с СССР и общий план будущей кампании были оглашены Гитлером во время совещания с высшим командованием 31 июля 1940 года после победы над Францией. В декабре того же года фюрер подписал директиву №21 – план "Барбаросса", который стала основным документом в войне против СССР.
Объясняя немецкой нации причину нападения на Советский Союз, Гитлер 22 июня 1941 года заявил о "провокационных действиях" Москвы. Аналогичные обвинения содержались в ноте немецкого МИД, которую посол Германии в СССР Вернер Шуленбург вручил Вячеславу Молотову.
Из обращения Адольфа Гитлера к немецкой нации от 22 июня 1941 года:
"Никогда германский народ не вынашивал в себе враждебных чувств по отношению к народам России! Однако уже более 10 лет еврейские большевики пускались в непрерывные провокации поджечь не только Германию, но и всю Европу. В то время как никогда германские националисты не пытались перекинуть свое мировоззрение на Россию, еврейские большевики из Москвы, наоборот, только что и делали, что пытались подмять под себя не только нас, но и другие европейские народы; и не только идеологически, но и грубой военной силой".
Руководство Третьего рейха откровенно лгало. Это подтверждает и дата подписания плана "Барбаросса", и заявления немецких политиков, сделанные во время закрытых военных переговоров накануне войны.
Так, 7 мая 1941 года министр иностранных дел Германии Иоахим фон Риббентроп в своем дневнике писал: "Русские еще ничего, кажется, не подозревают. Свои войска они развертывают таким образом, что их положение отвечает нашим целям, лучшего мы не можем и желать".
Мир жил в ожидании будущей войны. Советский Союз, безусловно, старался подготовиться к столкновению. Однако в 1941 году Москва не была готова к войне. Это наглядно показали результаты военного конфликта с Финляндией 1939–1940 годов.
Как отмечал советский маршал Георгий Жуков, все помыслы и действия Сталина были направлены на то, чтобы избежать войну или оттянуть сроки ее начала.
События XX века в нынешней интерпретации
Сегодня Вторая мировая война – предмет спекуляций политиков Запада. Советский Союз обвиняют в ее развязывании, пытаются обесценить вклад Красной армии в разгром нацистов и освобождение Европы.
Четыре перечисленных мифа, связанных с началом войны, служат единой цели – переложить ответственность с Запада на СССР. Во внимание не берутся ни политика умиротворения, ни англо-германское соглашение 1935 года, которое позволило Германии восстановить военный флот, ни Мюнхенский сговор. Эти события по какой-то странной причине изучаются вне рамок Второй мировой войны. Кроме того, игнорируется нежелание Запада сотрудничать с Советским Союзом.
Реальность же заключается в том, что Гитлер проводил последовательную экспансионистскую политику. Именно она стала причиной начала Второй мировой войны.
Советский Союз встал у Германии на пути. Еще в июле 1941 года руководство СССР заявило, что целью войны является "не только ликвидация угрозы, нависшей над нашей страной, но и помощь всем народам Европы, стонущим под игом германского фашизма".
Изгнав к середине 1944 года врага практически со всей советской территории, Красная армия начала освободительную миссию в Европе и к маю 1945-го окончательно разгромила гитлеровские войска.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.