Восстановить отношения России и Евросоюза в краткосрочной перспективе невозможно. Это доказала февральская встреча министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с главным дипломатом ЕС Жозепом Боррелем, а точнее – последствия этой встречи.
Боррель заявил, что Россия не заинтересована в улучшении отношений с ЕС, и пообещал новые санкции. Лавров отметил, что Евросоюз – ненадежный партнер, который игнорирует иную точку зрения и по надуманным причинам вводит ограничения.
Позиция России обусловлена многолетними попытками направить диалог с Брюсселем в конструктивное русло. Практически все усилия были напрасны и слишком часто обнулялись активной работой стран Балтии, желающих рассорить Москву с Брюсселем. Долгое время Прибалтика настраивала Евросоюз против России с помощью распространения ряда антироссийских мифов.
Внешняя политика постсоветской Прибалтики
После распада Советского Союза у стран Балтии появилась возможность наладить выгодные торгово-экономические и политические связи как со странами Евросоюза, так и с Россией. В отечественных экспертных кругах преобладало мнение, что после отделения от СССР три балтийские республики станут "образцом успеха и архипелагом благополучия".
Удобное географическое расположение и декларируемая приверженность западным демократическим процессам позволяли сотрудничать с Россией и Евросоюзом. Более того, многие надеялись, что Прибалтика станет мостом, соединяющим Запад и Восток.
Однако еще до членства в Евросоюзе балтийские республики решили разорвать диалог с Россией. Первой это сделала Латвия осенью 1991 года, лишив почти всех русскоязычных жителей гражданства и прав. Так же поступила Эстония. Литва озвучила свою позицию в 1992 году, когда приняла "Конституционный акт о неприсоединении к постсоветским восточным союзам", запрещая таким образом на законодательном уровне любые – политические, военные, экономические – союзы с Россией.
Кроме того, в том же году во время встречи с президентом России Борисом Ельциным председатель Верховного Совета Литвы Витаутас Ландсбергис поднял тему о выплате компенсаций республике за "советскую оккупацию".
Расширение Евросоюза в 2004 году, когда в состав ЕС вошли, в том числе, Латвия, Литва и Эстония, свело отношения Москвы и Брюсселя до ранга отношений с так называемыми государствами "непосредственного соседства", а негативный настрой в штаб-квартире ЕС к России усилился.
Показательной стала организованная по инициативе Литвы в Люксембурге 10 октября 2004 года встреча главы МИД одиннадцати стран. По итогам собрания было выдвинуто требование поднять роль "малых стран" во внешней политике ЕС и, что более конкретно, ужесточить отношение к России.
С одной стороны, событие можно назвать незначительным. С другой стороны, оно сразу внесло ясность о целях присутствия стран Балтии в Евросоюзе: Прибалтика хочет расколоть тандем "Москва – Брюссель" с помощью распространения своих излюбленных антироссийских мифов.
Миф №1. Россия фальсифицирует историю Второй мировой войны
Если в России продвинуть идею "советской оккупации" не удалось, то Евросоюзу Прибалтика успешно продала мысль о том, что Вторая мировая война началась из-за подписания Договора о ненападении между СССР и Германией в августе 1939 года.
В итоге начиная с 2006 года европейские институции приняли ряд документов, которые по сути были направлены на пересмотр итогов Второй мировой с помощью приравнивания коммунизма к нацизму:
- Резолюция 1481 ПАСЕ от 26 января 2006 года, призывающая к осуждению преступлений тоталитарных коммунистических режимов;
- Пражская декларация о европейской совести и коммунизме от 3 июня 2008 года;
- Декларация Европарламента о провозглашении 23 августа Европейским днем памяти жертв сталинизма и нацизма, принятая 23 сентября 2008 года;
- Резолюция Европарламента от 2 апреля 2009 года о европейской совести и тоталитаризме;
- Доклад Еврокомиссии от 22 декабря 2010 года о преступлениях тоталитарных режимов в Европе;
- Заключение Совета ЕС от 9–10 июня 2011 года, Варшавская декларация от 23 августа 2011 года и Совместное заявление представителей правительств государств-членов ЕС от 23 августа 2018 года, касающиеся памяти жертв тоталитарных и коммунистических режимов в Европе;
- Резолюции и декларации национальных парламентов о преступлениях тоталитарных коммунистических режимов;
- Резолюция Европарламента от 19 сентября 2019 года о важности сохранения исторической памяти для будущего Европы, в которой осуждается Договор о ненападении между Германией и Советским Союзом, а также Договор о дружбе и границе между СССР и Германией, которые, согласно документу, "поделили Европу и территории независимых государств между двумя тоталитарными режимами, что проложило дорогу к началу Второй мировой войны".
"Заметьте, конкретики никакой, зато конференций и резолюций на эту тему целая куча. Более того, для всего этого есть очень удобная площадка – Европарламент, где могут много раз вспоминать о том, как СССР подписывал пакт с Германией, но ни разу не упомянуть о том, что европейские страны заключили такие же договоры о ненападении с Третьим Рейхом гораздо раньше Москвы", – сказала Baltnews доктор политических наук, профессор СПбГУ Наталья Еремина.
Пойдя на поводу у Латвии, Литвы и Эстонии, Евросоюзу пришлось смириться с тем, что в балтийских республиках уголовно преследуются сторонники Советского Союза, относящиеся к тому периоду времени и власти с пиететом люди.
Кроме того, остаются без внимания ежегодно проводимые марши легионеров Ваффен СС и героизация балтийских пособников нацистов, которые в годы Второй мировой войны были причастны к убийству мирных жителей и Холокосту.
"На это в Евросоюзе закрывают глаза, стараются об этом не говорить. Это приводит к тому, что в той же России и во многих других странах, не входящих в ЕС, понимают, что позиция ЕС относительно ценностей, мягко говоря, двуличная. Представление о существовании ценностей носит характер "только для внешнего потребления". А внутри себя добиться соблюдения своими членами этих ценностей Евросоюз не способен", – отметил руководитель фонда "Историческая память" Александр Дюков.
Миф №2. Граждане России – угроза национальной безопасности
В 2002 году президент России Владимир Путин обратился к председателю Европейской комиссии и главам стран-членов ЕС с предложением рассмотреть вопрос о переходе в будущем на безвизовый режим взаимных поездок. Оптимистичный отклик на послание, прозвучавший сначала, впоследствии сменился на более осторожные комментарии, а затем и вовсе на отказ.
В 2008 году Литва стала единственной страной Евросоюза, выступившей против того, чтобы россияне могли свободно перемещаться по Европе. Затем Латвия, Литва и Эстония пошли еще дальше и стали составлять "черные списки" россиян, которым запрещался въезд на территорию республик.
Досталось всем – и ученым, и представителям экспертного сообщества, и актерам, и певцам. Например, в 2014 году сотрудники Полиции безопасности Латвии депортировали из страны главу Фонда национальной безопасности Константина Симонова.
В конце февраля 2021 года глава МИД республики Эдгар Ринкевич объявил нежелательным лицом журналиста Владимира Соловьева.
По словам Ринкевича, внесение Соловьева в "черный список" обусловлено недопустимостью героизации нацизма, которую власти усмотрели в словах Соловьева в эфире авторского ток-шоу на канале "Россия 1". Тогда журналист назвал Гитлера "лично очень смелым человеком", который служил в армии и прошел Первую мировую войну.
"Много примеров циничных заявлений разных официальных лиц у меня в памяти, но вы, господин Ринкевич, своим обоснованием отказа Владимиру Соловьеву на въезд в Латвию переплюнули всех! Назвать "глорификацией преступлений нацистов и их главного вождя" характеристику поведения некого рядового служаки за пятнадцать лет до того, как он стал нацистом, а потом вождем, – это надо обладать уникальной способностью поворачивать вспять исторические события!" – отреагировала на инициативу МИД член Европарламента от Латвии Татьяна Жданок.
Миф №3. Россия находится в политическом, экономическом и цивилизационном тупике
Страны Балтии активно работают с представителями так называемой российской несистемной оппозиции. Начиная с 2016 года в Литве при поддержке МИД республики проводится "Форум свободной России", куда съезжаются граждане России и обсуждают "сценарии выхода из политического, экономического и цивилизационного тупика".
Главная задача форума – "формирование интеллектуальной альтернативы действующему в России политическому режиму". Кроме того, в рамках собрания участники работают над проектами "Кадровый резерв", где готовятся лидеры для демократических перемен, и "Список Путина", куда включают фамилии тех, против кого предлагают ввести санкции.
В Литву съезжаются люди, которые не имеют отношения к российской политике. Они давно утратили связь с реальной жизнью в стране, ведь живут за ее пределами.
Радикально настроенные оппозиционеры призывают поддерживать противников России, вводить новые экономические санкции, которые могут ухудшить положение простых россиян, обсуждают "право на силовой захват власти".
Обсуждаемые на подобных сборищах темы говорят о том, что речь идет о неприкрытой провокационной деятельности "оппозиции" под патронатом литовских госструктур: развал России, демонизация руководства страны, призыв не возвращать страну в международные организации.
Официальный Вильнюс нагло вмешивается во внутренние дела России, организовывая подобные сборища и инструктируя их участников по методам смены политического устройства. Не только Литве, но и официальным властям Латвии и Эстонии сильно нравятся готовые клеймить Москву люди. Поэтому им готовы помогать на любых уровнях, в том числе государственном.
Один из самых ярких примеров – Алексей Навальный, которого ходили поддерживать в суд дипломаты из Прибалтики и из-за которого призвали ввести санкции и остановить строительство "Северного потока–2".
По мнению председателя Партии труда, члена Европарламента от Литвы Виктора Успасских, Евросоюзу не стоит выступать в качестве морального ориентира для России в рамках дела Алексея Навального:
"Но здесь санкции ни при чем. Поступили – ну и поступили так. Но в этом деле не надо разбираться санкциями. В Европе, в Америке очень много всяких нарушений прав человека, права на свободу слова. Я не думаю, что Евросоюз должен выступать поучительно в отношении третьих стран".
Миф №4. Энергетический диалог России и ЕС – угроза безопасности для Европы
Продвигая идею о намерении России сделать Европу зависимой в энергетической сфере, страны Балтии сразу выступили против проекта "Северный поток". Эстония 20 сентября 2009 года дала отрицательный ответ на запрос Nord Stream AG о проведении геологоразведочных работ на месте предполагаемой прокладки газопровода. Однако сорвать российско-германское соглашение тогда не получилось.
Новый виток борьбы с энергетическими проектами России начался после старта проекта "Северный поток–2". В марте 2016 года Латвия, Литва и Эстония направили письмо главе Еврокомиссии, в котором заявили, что "Северный поток–2" может "нанести определенные риски для энергетической безопасности в Центральной и Восточной Европе, … существенно повлияет на развитие рынка газа и модель транзита газа в регионе, в первую очередь на транзитный маршрут через территорию Украины".
"Замечу, что противодействие "Северному потоку–2" привело латвийскую экономику к потерям. Ведь Латвии предлагали сделать в Вентспилсе базу для этого строительства, что способствовало бы увеличению рабочих мест, притоку инвестиций и так далее. Но Латвия отказалась и сама себе навредила. Ведь та часть газопровода, которая строилась бы из Вентспилса, уже построена и без участия Латвии", – отметил в беседе с Baltnews латвийский политолог Нормунд Гростиньш.
Впоследствии давление на европейских партнеров только усилилось. Страны Балтии неоднократно призывали расширить санкции против проекта, настаивая на том, что "Северный поток–2" – инструмент давления, подрывающий энергетическую безопасность Европы.
Таким образом Латвия, Литва и Эстония транслировали официальную позицию США, желающих заполнить Европу своим сжиженным газом и вытеснить с этого рынка конкурентов при помощи политического и санкционного давления.
"Это неправильно, что в этой ситуации экономика как-то задействована. Подача газа на Запад, в Европу, начиная со времен Советского Союза, достаточно корректно идет без всяких умышленных остановок, без всякой политики. Идет торговля. Те, кто стоит у руля "Газпрома", хотят просто зарабатывать. Некоторые акционеры российской компании хотят получать деньги, поэтому я считаю, что именно здесь отношение к "Северному потоку–2" предвзятое", – заявил литовский политик Виктор Успасских Baltnews.
Миф №5. Россия является страной-агрессором
В любом конфликте страны Балтии по умолчанию поддерживают оппонентов России и утверждают, что их восточный сосед является страной-агрессором.
Именно так объясняется необходимость торпедирования Основополагающего акта Россия – НАТО, который гласит, что стороны не рассматривают друг друга как противники. Для стран Балтии, напротив, важно говорить и настаивать на усилении присутствия альянса в российском приграничье и формировать образ России как потенциального противника.
"Для НАТО у Прибалтики вообще один тезис – "мы форпост на границе с Россией". Итог такой политики: США выступают в качестве "гаранта" безопасности Эстонии, Литвы и Латвии, а взамен требуют от Балтии проталкивания собственной повестки внутрь Евросоюза, среди которой, конечно же, есть антироссийская политика. Именно на это нанизана вся внешняя политика балтийских государств – все остальное для нее вторично", – отметила профессор СПбГУ Наталья Еремина.
Поэтому военные преступления в Грузии (в виде вторжения в Южную Осетию) и на Украине (в виде уничтожения гражданского населения на юго-востоке страны) сразу нашли политическую поддержку в Прибалтике. Латвию, Литву и Эстонию в грузинском вопросе не смутили результаты Международной комиссии по расследованию обстоятельств войны в 2008 году, согласно которым столкновения инициировал официальный Тбилиси.
"Политики Литвы, Эстонии и Латвии в последние годы стали обвинять Россию в развязывании этого конфликта, как будто доклада международной независимой комиссии Евросоюза во главе с Хайди Тальявини просто не существует. Хуже всего, что принимаются новые резолюции о вине Москвы, что, по сути, является переписыванием фактов уже задним числом", – добавила Еремина.
С Украиной еще интереснее. Здесь Прибалтика открыто вмешалась в дела суверенного государства. В 2013 году во время председательства Литвы в Совете ЕС приоритетом стала программа "Восточное партнерство" и подписание ассоциации Украины с европейским объединением.
Причем соглашение изначально не воспринималось как антироссийская инициатива ни в Москве, ни в Брюсселе, ни в Киеве. Однако глава МИД Литвы Линас Линкявичюс, называя участие страны в процессе переговоров "геополитической игрой" против России, изменил отношение к документу.
Аналогичная попытка вмешательства была предпринята летом 2020 года, но теперь по отношению к Белоруссии. Прибалтика моментально встала на сторону протестного движения, вопреки официальным результатам ЦИК признала президентом проигравшую выборы Светлану Тихановскую и ввела санкции против официальных лиц республики.
"Самые главные инициативы стран Балтии, которые особенно сильно повлияли на ухудшение взаимоотношений России и ЕС, – это политические моменты, связанные с вмешательством балтийских стран во внутренние дела Белоруссии и Украины. Литва, Эстония и Латвия всячески стараются "разогреть" потенциал конфликтов в этих странах – гражданскую войну на Украине и протестные движения в Белоруссии. Напомню, оппозиционерка Светлана Тихановская координирует работу своих сторонников, находясь именно в Литве", – указала Еремина.
Особняком здесь стоит ситуация в Сирии. Несмотря на то, что страны Балтии имеют здесь немного меньше возможностей, они стараются полностью копировать официальную позицию США и поддерживают идею о том, что Россия поддерживает "кровавый режима Башара Асада".
Единственное, на что они могут опираться, – миграционный кризис, который якобы был спровоцирован действиями России в Сирии. Однако при этом не упоминается тот факт, что война началась задолго до прихода в страну российских военных.
Итог политики стран Балтии
Контакты России с Прибалтикой на данный момент заморожены. Официальные Рига, Вильнюс и Таллин говорят с Москвой исключительно языком ультиматумов, дают оценки действиям восточного соседа и навязывают их Евросоюзу, игнорируя экономические и политические интересы. Пришедшие в ЕС в 2004 году Латвия, Литва и Эстония намеренно мешают своим более крупным партнерам – например, Германии и Франции – относительно бесконфликтно взаимодействовать с Россией.
"Страны Прибалтики реализуют военную политику США и НАТО, интегрируя ее во внешнеполитическую повестку ЕС. Таким образом, сознательно повышается потенциал конфликтности вообще-то экономического союза с неограниченными политическими амбициями, но ограниченными возможностями. Политический класс Прибалтики сделал конфликт с Россией условием своего выживания. Такой политический класс не нужен России, но не нужен он и народам Прибалтики", – считает профессор СПбГУ Николай Межевич.
Прибалтика действует проактивно, продавая в ЕС и США свое экспертное мнение и выступая в качестве оператора западной политики в отношении России и всего постсоветского пространства. С другой стороны, страны Балтии учат принципам западной демократии бывшие страны СССР, работают с российской оппозицией. Все это подчинено главной цели, о которой в Прибалтике говорили не раз, – чем больше в Европе будет Америки, тем меньше там будет России.