Депутат Сейма Литовской Республики Матас Малдейкис опубликовал пост в своем Twitter, в котором назвал Белоруссию и Украину сферой влияния Литвы и потребовал вывода российских войск их этих государств.
По мнению политика, территории Белоруссии и Украины исторически находились в зависимости от Великого Княжества Литовского (ВКЛ).
"Я требую немедленного вывода российских войск из исторической сферы влияния Великого княжества Литовского, включая Беларусь и Украину. Экспансия России на Запад с момента присоединения Новгорода в 1478 году является возмутительной провокацией", – пишет Малдейкис.
BREAKING: I demand the immediate withdrawl of Russian troops from the historical sphere of influence of the Grand Duchy of Lithuania, including #Belarus and #Ukraine. Russia's westward expansion since the annexation of Novgorod in 1478 is an outrageous provocation. @RussiaMfa pic.twitter.com/tHUOqLb2WP
— Matas Maldeikis MP 🇱🇹 (@MatasMaldeikis) January 24, 2022
Позже депутат добавил запись, где возмутился наличием ядерного оружия в Смоленске, который по Поляновскому мирному договору принадлежал Речи Посполитой.
"Россия, еще кое-что. Когда вы подписали Поляновский договор в 1645 году, вы совершенно четко пообещали НЕ расширять территорию на ЗАПАД. Так почему же у вас в Смоленске ядерное оружие?" – добавил политик.
Hey #Russia, one more thing. When you signed the Treaty of Polyanovka in 1645 you quite clearly promised NO WESTWARD EXPANSION into Polish-Lithuanian territory. So why do you have nuclear bombers in Smolensk?@mfa_russia @POTUS @trussliz @prezydentpl @GitanasNauseda
— Matas Maldeikis MP 🇱🇹 (@MatasMaldeikis) January 25, 2022
Отметим, что, согласно практике международных отношений, следует руководствоваться последними заключенными договорами, которые покрывают собой действия предыдущих.
Напомним, что Поляновский мир перестал действовать после раздела Речи Посполитой, который был вызван беспрерывным притеснением своего православного и протестантского населения. Граждане не католического происхождения были ограничены не только в политических, но и в культурных правах.
Если Малдейкис допускает сравнение таких далеких по временному промежутку событий с современностью, то, вероятно, следует обратить внимание на проживающее сейчас в Прибалтике русскоязычное население, изо дня в день сталкивающееся с притеснениями в культурной и политической сферах.
Например: институт неграждан в Латвии и Эстонии; снос культурных объектов, имеющих связь с Россией или Советским Союзом; запреты на русскоязычные культурные мероприятия и так далее.
Искать в XXI веке исторические права для территориальных претензий весьма нецелесообразно, иначе может оказаться, что большинство политических образований Европы просто не найдут себя на карте.