На финише 2021 года мэр Алитуса поделился с общественностью малоприятной новостью: во всех городских школах обнаружены следы наркотиков. В частности, героина, метамфетамина, амфетамина, экстази и других препаратов. Полиция начала следствие.
Забегая вперед, подчеркнем: случай не единичный, подобные факты в разное время были вскрыты в Кретинге, Каунасе, Шяуляй, Паневежисе. В общем, по всей стране, речь о сотнях школ и гимназий. А в лидерах оказалась столица.
Точки, точки, запятые
"Точки" работают годами, никакими репрессиями ликвидировать их невозможно. Самый печальный факт заключается в том, что к ним не зарастает народная тропа. Каждый год на смену выпускникам приходят ученики 8, 7, а то и шестых-пятых классов.
В Минобразования, науки и спорта проблему как бы не замечают. Возможно, сознательно игнорируют, поскольку не слышно, чтобы глава министерства Юргита Шюгждинене, замминистры и эксперты хотя бы раз подали голос против планов парламента и правительства по декриминализации "легких" наркотиков.
Похоже, для чиновников "травка" в школьном рюкзаке – такой же естественный атрибут, как пенал первоклассника или учебник по физике. Министерские отчеты звучат бравурно: учащаяся молодежь употребляет меньше алкоголя в сравнении со статистикой 10-летней давности. Пить стало немодно.
Простую истину "вакуума не бывает" специалисты по мажорным докладам игнорируют. Даже эксперты из Департамента по контролю за оборотом алкоголя, табака и наркотических препаратов встают в позу скептиков: "Обнаруженные в средних учебных заведениях следы не дают повода утверждать, что школьники потребляют наркотики. Достаточно в общественном транспорте держаться за поручень, к которому прежде прикасался наркоман, и следы окажутся занесенными в учебное заведение".
Этот департамент выдал следующие рекомендации: полицию к расследованиям не привлекать, тренированных собак не использовать, от разного рода детекторов и тестирования отказаться, поскольку "все это отрицательно сказывается на психологическом климате учреждения".
Полтора землекопа
Чем в таком случае заниматься? Как бороться против наркотиков и других вызовов? "Новой реформой", – отвечает министр Шюгждинене. Новациями – так новациями. Посмотрим, что год 2022 Литве готовит в области школьного образования?
Школьное образования при разных правительствах уже пробовали перестроить на шведские, датские, английские и голландские рельсы. На это раз действующая команда реформаторов в качестве примера для подражания выбрала Финляндию с некоторой оглядкой на стандарты Европейского союза.
Например, статистика Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) утверждает: в среднем на континенте на одного педагога приходится 13 учащихся. В Литве – 9,6 школьников в городах, 8,45 на селе. В ЕС в одной школе в среднем около 600 человек, в Литве – 256. Следовательно, необходимо укрупняться.
Госпожа министр под тренд "подводит базу": небольшая школа – не беда. Беда в том, что она не в состоянии предложить детям "нормальных условий и возможностей". Содержание администрации там обходится дороже, чем образовательный процесс.
"Даже самые богатые стране не могут позволить себе содержать учебные заведения, которые посещают 12, 20 или 41 человек. В Литве таких школ много", – констатирует Юргита Шюгждинене. Она уже передала в канцелярию правительства предложение о "запрете слияния 5–8 классов в один и о прекращении финансирования классов числом менее 8 учащихся".
Дама обещает, что в 2022 году количество малых школ окажется минимальным. На оптимизацию в бюджете министерства заложено 49 млн евро. Куда деревенским податься? По примеру Финляндии, их будут возить автобусиками на расстояния от 150 до 180 километров. Это от 2,5 до 3 часов в одну сторону пять раз в неделю.
У стратегии есть свои плюсы. В данный момент лишь 10% старшеклассников и выпускников выбирают рабочие профессии, тогда как в Германии, например, почти 50%. Столько же у финнов и в среднем по странам-членам ОБСЕ. Поболтается маленький человечек по районным дорогам от 5 до 6 часов в день и решит: ну ее, учебу. Пойду в строители, водители, фрезеровщики, крановщики, бульдозеристы – молодые всюду нужны.
Как справедливо отмечает глава Минобразования, "тогда прекратятся стоны о постоянной нехватке рабочих рук. Более стойкие отправятся осваивать профессии программистов, юристов, медиков". Замечательная картина рисуется! Как в добром мультфильме "В стране невыученных уроков", хотя тот увидел свет 52 года назад, в 1969 году.
Среди других планов Минобразования – постепенное укрупнение гимназий, ориентированных на углубленное изучение биологии, химии, физики. Особенно странно звучит "углубленное изучение биологии". В программе средней школы такого предмета, как биология, нет. Вместо него детям уже 20 лет читают курс "Экология".
По все стране биологи бьют тревогу: уходящих на отдых и покой абсолютно некем заменить, нет людей, способных, образно говоря, отличить ель от сосны.
Физики с химией пока в средней школе достаточно, но общий уровень знаний ужасен. Спасают вундеркинды, но хорошо, если среди них один приходится на тысячу обычных детей.
Поскольку от года в год ситуация с результатами выпускных школьных экзаменов ухудшается, к 2025 решено изменить систему оценок. В данный момент она рассчитывается по 100-бальной шкале, от 5 до 100. Эта шкала сохранится, но нижним порогом станет "40" – такая же "двойка", как "5", но со знаком качества. И, наверное, количество "сотенных" в стране резко вырастет на зависть статистикам из ОБСЕ.
Можно перечислить еще несколько запланированных нововведений, но смысла нет. Ни одно напрямую не направлено на повышение качества учебы. Ничего не сказано о планах подготовки и переподготовки педагогов, о привлечении молодежи на студенческую скамью, о стимулировании и мотивации молодых специалистов.
Одним словом, ничего путного и нового. Президент Гитанас Науседа, между тем, летом 2021 года во втором докладе главы государства, справедливо подчеркивал:
"Приходится признать, что три десятилетия непоследовательных, противоречащих друг другу реформ системы образования нанесли нашей молодежи большой ущерб. Такой безответственный подход оборачивается для всех нас потерей не только сотен миллионов евро в год, но и доверия к органам власти. Вот почему мы должны действовать здесь и сейчас. Все вместе мы способны разорвать этот порочный круг".
Президент требовал действий. В Минобразования ему ответили очередной "писулькой", пусть и с упором на тезисы летнего доклада Науседы.
Воз и ныне там
С особым энтузиазмом чиновники говорят о деньгах. В 2021 году финансирование выросло на 14%. Это больше, чем в любом другом министерстве, исключая Минобороны. В 2022 денег окажется еще больше. "Но важно другое – как мы сумеем использовать финансирование. Задачи стоят сложные. Верить в быстрые результаты было бы наивно", – утверждает министр образования, науки и спорта.
Осталось ей быть в должности менее трех лет. Как раз хватит времени дважды окучить бюджет. Следом новый министр выберет другую страну для подражания. И к 2050 году Литва останется страной, живущей в формате "дешевой рабочей силы".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.