Министерство обороны Литвы предложило усилить наказание за шпионаж в пользу других государств. Если сейчас минимальный срок за разведку составляет от 2 до 3 лет (в зависимости от степени тяжести), то после принятия поправок он увеличится до 4-6 лет.
Кроме того, за помощь в действиях другого государства против Литвы осужденных предлагается отправить в тюрьму на два года. В ведомстве предлагают закрепить ответственность юридического лица за шпионаж.
Но при этом если "шпион" признается во всем до предъявления обвинений и раскроет силовикам представителей зарубежного государства или организации, которым он якобы сообщал информацию, то его освободят от уголовное ответственности.
Однако общественные деятели видят в такой инициативе политическую подоплеку. По словам председателя "Союза наблюдателей по правам человека" Донатаса Шульцаса, с помощью этих поправок власти Литвы стремятся запугать людей.
"Они хотят продвинуть этот закон, чтобы напугать людей, и чтобы люди отказались защищать свои права. Сфабрикованные дела Палецкису и Грейчусу показывают, что это делается специально, я так думаю", – заявил Шульцас.
Он добавил, что если нынешнее руководство не будет оказывать давление на оппозиционеров, то оно проиграет выборы. По мнению общественного деятеля, власть делает все для того, чтобы не было честных выборов.
"Выборы покажут, что власть не поддерживается, и они проиграют эти выборы. То, что они наделали – это стопроцентный проигрыш. Они делают все, чтобы не было ни выборов, ни референдумов", – сказал правозащитник.
Литву уже давно охватила "шпиономания". Ранее агентом Кремля признали координатора акции "Бессмертный полк" Алексея Грейчуса. Его приговорили к четырем годам лишения свободы. В ходе вынесения приговора суд признал, что переданная российской стороне информация не была государственной тайной, но все равно приравнял эти сведения к секретным.
Кроме того, к шести годам тюрьмы приговорили общественного деятеля Альгирдаса Палецкиса. Преследование началось из-за того, что он оспорил официальную версию о событиях у Вильнюсской телебашни и Дома печати, произошедших в январе 1991 года.
Ссылаясь на очевидцев, Палецкис заявил, что кровопролитие было спровоцировано стремившимися к власти радикалами и что при взятии под контроль телебашни в Вильнюсе "свои стреляли в своих". Эта фраза послужила поводом для возбуждения уголовного дела по статье, предусматривающей ответственность "за отрицание советской агрессии и оккупации".