Вот уже почти два года, как Европа находится под тенью пандемии коронавируса. За это время COVID-19 удалось обнаружить не только полную неподготовленность европейских систем здравоохранения, но и раскрыть воистину тоталитарные наклонности некоторых правительств. Литовская власть исключением не стала, и прикрываясь красивыми лозунгами о спасении и безопасности своих граждан, показала свой звериный оскал.
С момента получения Литвой независимости в 1991 году основную массу жителей страны не очень волновала политика государства. В какой-то степени это было было оправдано тем, что население сильно расслабилось, выйдя из состава СССР, думая, что наступила "свобода и демократия" и уж теперь-то точно все будет, как "там" – на Западе. Живя за "железным занавесом", у людей сформировалось мнение что "там" жить хорошо, а "здесь" – плохо, и именно "туда" надо стремиться.
Спустя 30 лет литовцы наконец смогли увидеть, какую цену заплатила их страна за пребыванием "там": потерянный миллион населения, самая высокая из всех стран ЕС миграция, присутствие вожделенной демократии и свободы только на словах и в лозунгах правящих партий, разрушенная и разворованная промышленность, повальный алкоголизм и лидерство по самоубийствам не только в Европе, но и во всем мире. Оказалось, что западная свобода и демократия заключаются лишь в голосовании своими ногами – то есть в эмиграции.
Истинное лицо литовской демократии
Худо-бедно, скрежеща зубами, литовцам удалось дожить до 2020 года, терпя все антинародные и коррупционные финты литовского правительства, и в марте того года в Литву нагрянул коронавирус. Тут-то и выяснилось, что правящие круги совсем не прочь окончательно задушить и без того бедный народ, введя кучу ничем не оправданных ограничений и разделив общество на послушных овец, верящих в план "спасения", предложенный правительством, и непослушных антиваксеров-бунтарей, которых нужно максимально "прижать", обвинив в "подрыве" государственности и общественного порядка.
В этой ситуации хочется задать вполне логичный вопрос: а действительно ли все одинаково понимают значение таких понятий, как "свобода", "единство" и "демократия"? Складывается впечатление, что для вышестоящих "единство" – это неоспоримое послушание общества. Те же, кто устал от принуждения, приглашают правительство на переговоры, поставив виселицы напротив Сейма (как было во время августовских протестов). Равный диалог в такой ситуации становится, мягко говоря, затруднительным.
Возможно, власть ожидает, что пройдет один-второй митинг, и людям просто надоест на них выходить, но проблема настолько очевидна, что проигнорировать эти процессы вряд ли получится. Протесты перерастают в беспорядки, звучат требования отстранить членов Сейма от занимаемых должностей.
Впервые за очень долгое время в общественном сознании литовцев сформировался запрос на социальные и политические изменения, наконец-то начались разговоры об укреплении власти граждан и стали звучать требования большей отчетности правительства перед народом.
Однако и здесь есть проблема: недавно сформировавшаяся несистемная гражданская оппозиция – довольно разношерстная масса, у ее членов очень мало общего. Учителя, профессора, блогеры, адвокаты, медики и бывшие политзаключенные – все эти люди являются добросовестными активистами, готовыми бороться за права людей, но всем им не хватает общего плана и вектора. В такой ситуации каждый тянет одеяло на себя, у каждого есть своя база поклонников, готовая идти конкретно за ним, а у каждого лидера мнений – море неприкрытых личных амбиций.
В субботу, 16 октября, у здания правительства прошел очередной митинг под предводительством преподавателя литовского языка Агне Астраускайте, на котором собралось 150 человек. Протестовали против "паспортов возможностей" и ношения масок. В общем и целом все прошло мирно, что прекрасно и похвально, но результат мог бы быть намного лучше, если бы она объединила свои усилия, допустим, с незаконно осужденным за "шпионаж в пользу России" литовским правозащитником Альгирдасом Палецкисом.
Примечательно, что даже митинг из неполных двух сотен человек смог напугать литовские власти, и уже через пару дней после него прокуратура начала расследование по факту "попытки государственного переворота". Это лишний раз доказывает – в сложившихся обстоятельствах необходимы дипломатия и переговоры.
Нужно учиться находить общий интерес, а не только проталкивать личную позицию, и медленно, но уверенно двигаться в сторону его реализации. Тем более что нынешняя власть настроена агрессивно против любых инакомыслящих.
Агрессия власти
Еще в начале октября экс-председатель ВС Литвы Витаутас Ландсбергис сделал публикацию на своей станице в Facebook, где выступил резко против антиваксеров: "А агитаторами быстрого вымирания пускай занимается Сейм. В рамках уголовного кодекса. На войне – как на войне. Пока не изобретена прививка от идиотизма. Иначе не протянем".
Довольно сильное заявление для 89-летнего старого больного человека. Оно является четким сигналом, что все те, кто не согласен с линией партии, будут задавлены, ведь Ландсбергис – негласный патриарх консерваторов, который задает вектор движения всей правящей партии.
Очевидно, что сейчас очень многое зависит от силы, которая защищает гражданские интересы – то есть от "Союза семей", сформированного в ответ на ратификацию Стамбульской конвенции, расширяющей права секс-меньшинств в ущерб традиционной семье.
Это движение уже доказало, что в нужный момент общество все же может мобилизоваться. Его члены уверяют, что не собираются делать "Союз" политической партией, а хотят остаться гражданской силой и заключить договоры с отдельными партийными кандидатами в Сейм.
Довольно наивное утверждение, ведь всем понятно, что большинство депутатов Сейма отстаивают интересы своей партии, фракции или группы друзей, а отнюдь не народа.
Именно поэтому нужно заключать договоры с людьми, у которых имеется мандат свободного члена Сейма. Это будут те люди, которым можно доверять, у которых сформирован "иммунитет" для своих ценностей, который может их защитить от вируса властолюбия. Но даже здесь нужен свой противовес – распределение власти между выбранным представителем и народом.
Латентный оппозиционер
В интересной ситуации оказывается и президент Литвы Гитанас Науседа, потому что и сам он потихоньку становится оппозиционером. В начале октября он посетил ресторан под названием "На краю света", который ранее на всю страну заявил, что не будет заниматься сегрегацией людей по наличию или отсутствию "паспорта возможностей".
Это событие сразу подхватили и растиражировали подконтрольные Сейму литовские либеральные пропагандисты – мол, смотрите: наш президент поддерживает антиваксеров. После этого в офисе Науседы заявили, что это была случайность и что президент хотел поддержать малый ресторанный бизнес.
Кроме того, весной этого года для формирования широкой общественной дискуссии он поддержал создание национальной гражданской ассамблеи, в которую должны входить представители различных слоев населения. Это вызвало раздражение у действующих и бывших политиков – мол, зачем это надо если все вопросы можем решить мы?
Видя, насколько сильно дискредитировал себя парламент страны и какое сильное раздражение его действия вызывают у граждан, логично предположить, что национальная ассамблея – это единственный шанс восстановить шаткое гражданское равновесие в Литве. Только таким способом возможно инициировать необходимые реформы и равномерно распределить власть в стране.
С учетом того, что одно из требований "Союза семей" – создать национальную ассамблею, у Науседы есть все шансы запустить этот процесс. Тем более что к "Союзу" президент уже не раз проявлял симпатию и даже поощрял через своих представителей гражданскую инициативность митингующих.
Для президента это шанс стать тем самым двигателем изменений. В любом случае он уже подвергается нападкам со стороны СМИ, поэтому если он уж решил отстаивать независимую позицию и ценностные принципы, то ему придется идти до конца. Сейм и дальше будет пытаться его изолировать, выставляя посмешищем, и чем ближе конец его срока, тем сильнее будет на него давление.
Трудно сказать, во что выльется это противостояние, но и дилетанту понятно, что нынешняя ситуация не приведет ни к чему хорошему. Поляризованное общество находится на грани социального взрыва, и в этом нет ничего удивительного. Аналогичные процессы происходили в США во время правления бывшего президента Дональда Трампа, при нем страна фактически разделилась на две части. То же самое рискует произойти и в маленькой Литве, только в отличие от Америки она вряд ли сможет вытянуть последствия такого всеобъемлющего социального кризиса.
Несмотря на это, подконтрольные властям медиа не прекращают подливать масла в огонь, пытаясь всячески дискредитировать несогласных.
Опять "виноваты" русские?
Вильнюсский институт политического анализа в марте прошлого года обнародовал опросы, главный вывод которых – в том, что граждане (в том числе и литовцы), которые смотрят российское телевидение, якобы являются "идиотами" с "промытыми кремлевской пропагандой" мозгами и именно поэтому не поддерживают действия правительства Литвы.
В создаваемых последние два года либералами условиях жизни необязательно смотреть условный канал "РТР-Планета", чтобы возненавидеть действия правительства. Для этого достаточно просто выйти за пределы своей квартиры.
Первая ласточка, а точнее – первая пуля, уже вылетела: в ногу охранника продуктового супермаркета Rimi, когда тот попросил посетителя надеть маску. И это только начало.
Если правящие и дальше будут гнуть свою линию, то велика вероятность увеличения вспышек насилия, направленных как на обычных граждан, так и на сотрудников органов. Причем работать это будет в обе стороны.
Если литовская оппозиция не составит какого-то более четкого плана действий, а президент не рискнет встать на сторону угнетенного народа, литовское общество обречено.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.