В Литве осталось три "красных" муниципалитета из 60 – Паневежский, Игналинский и Расейняйский. 57 районов и все крупные города (их пять – Вильнюс, Каунас, Клайпеда, Шяуляй, Паневежис) на эпидемиологической карте давно окрашены в черный цвет.
По состоянию на вчерашний день хуже всего дела обстояли в Клайпеде (2012 случаев на 100 тысяч жителей) и в Йонишкском районе – 1917 случаев на то же количество человек.
Литва – единоличный лидер Европейского союза по новым выявленным случаям заболеваний коронавирусом и третья страна по уровню смертности. Эпидемия не щадит ни старых, ни молодых, не делит клиентов на вакцинированных и антиваксеров. Одинаково тяжело болеют домохозяйки и депутаты Сейма – таких осенью уже трое из 141.
В соседней Латвии заразу подхватил президент, хотя дважды вакцинировался самыми надежными препаратами.
Из жизни уходит молодежь 30-35 лет, оставляя сиротами маленьких детей. Таких случаев в Литве с каждой неделей все больше. Всего с начала пандемии заболело 363 600 жителей (13,15% от всего населения). От COVID-19 или отягощенных им болезней умерло почти 10500 инфицированных – 0,38%.
Беда в том, что система подсчета больных и умерших не отражает реальной картины. Люди в растерянности. Кому верить, если по данным Минздрава в сутки заболело примерно 2500 человек, умерло 28, а по статистике Национального центра охраны общественного здоровья – почти 3000 и почти 40 соответственно? Впрочем, в любом случае побит печальный рекорд, державшийся с 20 января 2021 года.
Вирусологи между тем утверждают – пик пандемии не достигнут. Специалисты прогнозируют в ноябре в сутки до 4000 новых случае заражения и до 100–150 смертельных исходов. Профессор Витаутас Усонис предполагает, что подводная часть айсберга придется на январь-февраль, когда коронавирус наиболее активен. Даже приблизительные цифры он предсказать не берется.
Худшее впереди
Медики в данное время не видят оптимистических тенденций и предлагают оценить, насколько действенны меры по управлению ситуацией. Например, университетский профессор Альвидас Лайшконис убежден, что в природе не существует никаких способов остановить пандемию, кроме поголовной вакцинации.
По официальной статистике, хотя бы одной вакциной привиты 1 776 000 человек – 64,35%. Дважды защиту получили 1 641 000 – 59,45%. Ревакцинацию прошли 45 900 – ничтожное количество. В холодильниках Минздрава хранятся невостребованные 2 млн доз, всего в Литву поставлено 5,3 млн. Чтобы препараты не пропали, Вильнюс дарит их Украине, Армении, Тайваню, африканским странам.
Эпидемиологи и вирусологи пока не знают, как воздействовать на противников вакцинации. "Мы никого не заставим прививаться. За всю жизнь мне ни разу не удалось убедить привиться никого, кто этого не хотел", – честно признает, например, профессор Лайшконис.
Его коллега, профессор Витаутас Усонис не возьмет в толк, почему Минздрав не может проанализировать, какие средства действенны в агитации за прививки? Деление общества на привитых и антиваксеров ученый считает грандиозной опасностью для государства.
"Отлавливать, как бешеных собак"
Раса Юкнявичене, "болтунья" из Европейского парламента, называет активаксеров "распространителями бактериологического оружия". Можно сказать, что в стране началась кампания травли отказывающихся от прививок против коронавируса.
Обе стороны непримиримы. Противники вакцинации защищают право выбора: не желает человек "уколоться" – это его личное осмысленное решение. Сторонники прививок напирают на необходимость соблюдения интересов всех членов общества ради сохранения его здоровья. "Интересы страны выше интересов индивидуума" – так звучит лозунг дня.
Премьер-министр Литвы Ингрида Шимоните допускает насилие в отношении злобных уклонистов, хотя и не склонна форсировать события. Советники главы кабмина торопят ее с введением новых ограничений и даже полноценного карантина для непривитых в сторону большего ограничения их прав и свобод.
Как известно, в данный момент лица без так называемого паспорта возможностей не могут посещать магазины площадью более 1500 кв.м, рестораны, кафе, бары и другие увеселительные заведения, участвовать в зрелищных мероприятиях.
Среди предлагаемых мер – запреты на посещение поликлиник, поездки в общественном транспорте, прогулки на свежем воздухе в местах массового отдыха – в парках, скверах, специально оборудованных тропах.
Впрочем, границы размыты. Например, президент Гитанас Науседа обедал в ресторане, владелец которого антиваксер и продолжает обслуживать всех без исключений. При желании можно попасть в музей, театр, на выставку. Среди ночных клубов несложно отыскать такие, куда запускают без ограничений.
Единственный, кто реально выиграл от введения в Литве "паспорта" – МВД. Пытающихся воспользоваться чужими "возможностями" полиция безжалостно штрафует. Административные наказания чувствительны, от 5 до 7 тысяч евро при средних зарплатах 800 евро "на бумаге". Правда, "попадаются" антиваксеры все реже.
Им известно – на карантин в любом его виде руководитель правительства не согласна. Она понимает, что экономика просто не выдержит еще одного длительного простоя. Шимоните надеется не на репрессии, а на сознательность сограждан. Кабмин явно на распутье. Неопределенность в его планах только добавляет хаоса в общественную жизнь.
Например, Минфин и Минздрав ради спасения ситуации предложили выплачивать по 100 евро каждому вновь привитому, достигшему 75 лет. Медики, в частности, Лайкшонис считают предложение пустым: оно не поможет, поскольку количество вакцинированных в итоге вырастет на 5000, ничего не изменив.
Большие деньги затмевают ум
Неожиданную позицию в Литве заняли олигархи: "Почему я должен платить за лечение непривитого, когда он подхватит корону?". Первым вопрос задал миллионер Робертас Даргис, президент правления строительного гиганта Eika. Он поддерживает ту часть крупных предпринимателей, что выступает против финансирования лечения антиваксеров.
Отцом этой антисоциальной идеи является экономист Раймондас Куодис. Он давно предлагает экзотические способы стимулирования вакцинации. Например, запрет на продажу алкоголя, пива и сигарет лицам без QR-кода.
Критики возмущаются: отчего бы при отсутствии у физлица этого кода не запретить ему покупку автомобильного топлива, молока, картофеля, иных продуктов питания и таких товаров, как мыло, туалетная бумага, детские игрушки, одежда, обувь для малышей? Лекарства тоже хорошо бы внести в список – тогда Литва в один день действительно станет страной поголовно вакцинированных.
К сожалению, теоретик Куодис давно оторван от земли. Олигарх Даргис благодаря капиталам витает в райских кущах. Их пример наглядно демонстрирует социальную пропасть, вырытую либеральным рынком между состоятельными и нищими. Олигархи не о стране беспокоятся, а о наполнении финансами своих персональных закромов. "Сытый голодного не разумеет" – лучше народной мудрости и не скажешь.
Поезд ушел далеко
Профессор Миндаугас Станкунас, член экспертной группы по обузданию пандемии, говорит: противоборствующим сторонам лучше всего взять паузу недели на две-три и заняться насущными делами. "Маленькая Литва – лидер Евросоюза по количеству больных. Это ужасно. Но необходим честный вывод: за почти два года не сделано ничего на опережение пандемии . В этом главная беда государства", – утверждает профессор.
Станкунас целиком опирается на сравнительную статистику. Например, по уровню вакцинации Литва занимает только 16 место в Европейском союзе. Система здравоохранения мало способна оперативно реагировать на локальные вызовы пандемии. Минздрав никак не решится признать, что четвертая волна коронавируса – "волна непривитых".
Глава государства не в состоянии проявить жесткость по отношению к правительству, не считая ежедневной критики министра здравоохранения, который в ответ нагло заявляет – о добровольной отставке не думаю.
С другой стороны, если ли смысл менять коня на переправе? Кто бы новый не сел в это кресло, чуда он совершить не в состоянии.
Профессор отметил и еще одну беду: политики используют пандемию только в целях саморекламы или продвижения партийного имиджа. В результате нет ни того, ни другого.
Фактически Литва напоминает корабль без парусов и весел, брошенный на произвол судьбы в бушующем море. Спасение утопающих, как известно, дело рук самих утопающих.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.