"Много оружия, мало справедливости": как власти Литвы выдавливают людей из родной страны

Отряд полиции, перекрывший проспект Гедиминаса в Вильнюсе, 10 сентября 2021
© AFP 2022 / PETRAS MALUKAS

Гедрюс Грабаускас

Общественная активистка Ева Йонаускене рассказала Baltnews, почему была вынуждена покинуть Литву, и дала оценку происходящим в стране процессам.

Активистка Социалистического Народного фронта Литвы Ева Йонаускене – представительница поколения людей, которые родились после объявления независимости 11 марта 1990 года, но уже успела на себе почувствовать горькие плоды "свободы".

О ее политическом преследовании писали разные литовские порталы – ekspertai.eu, laisvaslaikrastis.lt. Летом этого года на Youtube вышла передача, где о ее жизненной ситуации рассказал журналист Альгирдас Палецкис.

Ева Йонаускене рассказала Baltnews, почему ей пришлось покинуть Литву, как ее преследовали литовские власти, почему в принципе правящий режим оказывает давление на свободу слову и способствует разжиганию ненависти.

– Г-жа Йонаускене, расскажите, с чего началось ваше преследование представителями спецслужб?

– Это длинная история, и связана она с литовской ювенальной юстицией.

Осенью 2015 года я поранила дома руку, но чиновники из отдела социальной защиты детей увезли моего сына Габриэлюса (ему тогда было 5 месяцев) в детский дом. Мне удалось доказать, что их действия были незаконными, и через месяц сына вернули. Но с того момента все и началось.

Изъятие детей и передача их в детские дома в Литве – это золотая жила для чиновников и полицейских, они получают за это хорошие премии.

В августе 2016 года они добились своего – забрали сына и увезли в детский дом. Затем в марте 2017 я родила дочь. Но уже в 2018 году бывший муж Гедрюс Йонаускас начал меня терроризовать. Хотя у него есть несколько судимостей, его поддержала прокурор Эдита Рудене и другие влиятельные лица. В итоге 5 марта 2019 года полицейские из Кретинги забрали мою дочь и увезли к бывшему мужу.

Я очень редко могла видеть свою дочь, ибо бывший муж чинил всякие препятствия для встреч с нею. В начале 2020 года на меня завели уголовное дело за якобы унижение работников полиции, когда я только защищала свои права.

"Никто им не объясняет, куда их везут". Как литовские дети попадают в дома опеки >>>

Я рада что меня в той борьбе меня поддержали и соратники, очень сильно мне помогал известный правозащитник Генрикас Йодишка. Но все-таки преследования продолжались, и уже стало ясно, что меня скоро посадят.

В августе я переехала жить в Нидерланды, нашла работу, здесь меня никто не преследует.

– Как вы считаете, почему вас так жестко преследуют? Связано ли это с вашей активной общественной деятельностью?

– Активное участие в общественной деятельности я начала в 2017 году, видела, что нужно защищать свои права и права других людей, которых преследуют власти. Осенью 2019 гола я вступила в Социалистический Народный фронт, тут встретила не мало активных людей, которые настроены решительно.

В последнее время в Литве можно наблюдать новую волну гражданской активности, примером служит митинг 10 августа у Сейма. Когда-то, в 2013–2015 годах, я скептически относилась к словам о том, что в Литве возрождается фашизм. Но постепенно я убедилась, что это правда, что в Литве права человека – это фикция, а давление на свободу слова идет полным ходом.

В апреле 2020 года в мою квартиру пришел человек из Департамента государственной безопасности, показал удостоверение и начал меня психологически "обрабатывать". Заявил, что мои публикации в соцсетях, критика чиновников перешли черту, и если я продолжу писать в таком же духе, то "будут последствия".

Сейчас литовская власть попирает традиционные ценности, часто чиновники цинично вмешиваются в жизнь семьи и отбирают детей в таких случаях, когда у семей возникают материальные проблемы.

Если в советские времена в таких случаях была целая система помощи таким семьям, то сейчас от властей помощи не дождешься. Возможны только угрозы, давление и изъятие детей.

Поэтому люди в Литве уже очень часто представителей власти называют фашистами, и не случайно на митинге 10 августа у Сейма часто звучал лозунг "Долой фашизм!".

Сейчас в Литве много говорят об исторической памяти, что вызывает острые дискуссии. Принято решение о сносе памятника известному писателю Пятрасу Цвирка, давно снесен памятник поэту Витаутасу Монтвила. В городках упразднены названия улиц, которые были названы в честь поэтессы Соломеи Нерис.

– Почему так происходит? Чего пытаются добиться своими действиями власти?

– Сейчас люди в Литве и так живут в хаосе из-за очень жестких коронавирусных ограничений, а тут еще специально придумали, как расколоть общество.

Жаль, что власти так унижают светлую память этих творческих личностей, Пятраса Цвирки и Саломеи Нерис. Я с детства читал их книги. Сносить памятники нашим литературным классикам, запрещать читать их по школьной программе – это настоящее варварство.

Если так будет продолжаться и дальше, то будут сжигать книги. Я не помню, но мама мне рассказывала, как в 90-е годы прямо на площадях сжигали книги известного писателя Юозаса Балтушиса.

– Почему правящий режим сразу называет людей, которые выходят на акции протеста, "ватниками", "темными людьми" и прочими оскорбительными словами?

– Помню, как полицейские и чиновники и меня так обзывали. Конечно, таких "ватников" все больше.

Конечно, власти продвигают такую тактику, разделяй и властвуй. Видим, что от принципов демократии в Литве осталась только ширма. В нашей стране сегрегация очевидна, правящий режим действует по такой схеме. Это видно на примере вакцин: непривитые люди попадают под жесткие ограничения, привитые – получают явные привилегии.

Такое явление, надо сказать, точно антиевропейское. Такого нет ни в Нидерландах, ни в Португалии, Испании, Ирландии, Финляндии и многих других странах нашего континента. Я это знаю, потому что в тех странах живут мои родственники, друзья и знакомые.

На улице XXI век, но "охота на ведьм" идет полным ходом. Так называемый патриарх Витаутас Ландсбергис всех участников протестов обзывает провокаторами и "ватниками".

Но тут возникает вопрос: кто довел страну до такой трагической ситуации? По сути, во многом за этот застой в Литве ответственны ландсбергисты – фанатики, которым наплевать на нужны народа.

– Сейчас большая часть бюджета страны уходит на содержание ряда военных баз, покупку дорогой военной техники. А пенсии и социальные пособия практически нищенские. Что важнее – сделать Литву милитаристской страной, или помочь нашим гражданам, чтобы они жили достойно?

– Сейчас власть Литвы точно не стремится к миру. Такая политика привела к плачевным результатам: с соседями, Россией и Белоруссией, совсем испорчены отношения, нет ни нормальных экономических связей, ни культурных.

В этом году правящий режим даже умудрился совсем испортить отношения с Китаем, причем интересно, что почти все страны Европы с этой огромной страной поддерживают довольно близкие и прагматичные связи.

Видно, что власти с мигрантами из Ирака и других стран обращаются очень жестко, закрывают их в лагеря за колючей проволокой, где не дают им ни нормальной еды, ни одежды. Только люди из разных благотворительных привозят мигрантам еду и теплую одежду, спасают беженцев от голода и холода.

Наша страна может выйти из этого застоя, только если пойдет тропой мира. Но пока в Литве много оружия и мало справедливости. Пока такое положение, вернуться в Литву не могу. Но постоянно интересуюсь событиями на родине. Надеюсь что прогрессивные перемены уже не за горами.

Ссылки по теме