Татарская ловушка. Литва отрабатывает миссию по "возвращению" Крыма Украине

Отдыхающие фотографируются на вершине горы Ай-Петри в Крыму
© Sputnik / Илья Питалев

Елизавета Белоусова

В Литве татарское меньшинство становится "оружием" в политической борьбе с Москвой за статус Крымского полуострова.

В Литве, где, согласно балтийским источникам, уже свыше 700 лет проживают татары, интерес к этой этнической общине был всегда достаточно умеренным.

Однако после присоединения Крыма к России в 2014 году, Вильнюс всерьез озаботился татарским вопросом – причем интерес теперь касается как тех, кто проживает на литовской территории, так и тех, кто находится на российской земле.

Сейм Литвы объявил 2021 год "Годом истории и культуры литовских татар". Депутаты республики признали, что татарское меньшинство оставило значительный след в истории литовского государства: татары вместе с литовцами боролись за "свободу и независимость Литвы", участвовали во всех войнах и восстаниях и поддерживали литовцев.

Между тем сегодня татарская община в Литве насчитывает всего около трех тысяч человек. Как отмечают в Союзе общин татар балтийской республики, большая часть из них является потомками крымских татар.

С этой точки зрения, интеграция этнического меньшинства в литовское общество дает право Вильнюсу участвовать в дискуссии о правах татарской общины в Крыму.

Литва стала оказывать поддержку радикальному крылу крымских татар, которые отказались признать итоги референдума 2014 года о статусе полуострова. Литовское руководство таким образом жонглирует национальными чувствами татарского народа для удовлетворения своих политических амбиций.

Татары в Литве и в Крыму

Вильнюс стал придавать особое значение связи балтийских татар с крымскими после референдума о присоединении полуострова к России. Как объясняют литовские историки, при князе Гедемине семьсот лет назад было установлен союз с татарскими мурзами для совместного противостояния крестоносцам.

При этом считается, что уже с XV века татары "крепко" осели на территории современных Литвы и Белоруссии, а предками современной татарской общины балтийской республики были как раз переселенцы с территории Крымского полуострова.

В 2016 году в Литве был организован международный Конгресс крымских татар. Бывший глава МИД Литвы Линас Линкявичюс заявил, что "Вильнюс – не чуждый вам (татарам – прим. Baltnews) край, тоже родной край, тесно связанный с вашей историей, и надеюсь, с вашим будущим".

Отмечая связь литовской и крымской татарских общин, Линкявичюс подчеркнул, что вопрос о правах татар волнует Литву, поэтому Вильнюс и дальше будет оказывать поддержку противникам присоединения Крыма к России.

С той же точкой зрения выступил глава Совета мусульманских религиозных общин Литвы муфтий Александрас Беганскас. По его мнению, сохранение литовскими татарами своих культурных ценностей указывает на то, насколько "сильны культурные корни крымских татар".

Политическая подушка из Вильнюса

Как только стало известно о проведении референдума о статусе крымского полуострова, последовала незамедлительная реакция Вильнюса.

Экс-премьер Литвы и на момент голосования в Крыму лидер фракции консерваторов Андрюс Кубилюс сравнил крымские события с 1940 годом, когда, как считают в Прибалтике, Советский союз "оккупировал" Литву, Латвию и Эстонию.

Этой линии республика следует уже седьмой год. Вильнюс стал площадкой для налаживания сотрудничества стран Запада с радикальным крылом крымских татар, которые отказались признать результаты референдума. "Меджлис крымско-татарского народа" (запрещенная организация на территории России – прим. Baltnews) представлял интересы бойкотировавших вхождение Крыма в состав РФ татар.

Спустя год после референдума в литовском Сейме прошла встреча с представителями крымских татар. В форуме принял участие и сенатор из США Джон Маккейн. Американский политик тогда дал ясно понять, что Вашингтон будет поощрять поддержку силам, не признающим исход референдума 2014 года. Литва в очередной раз взяла на себя ответственность по "защите" североатлантических ценностей.

"Фарш невозможно провернуть назад". Как аналогия с Прибалтикой заставит США признать Крым >>>

Бывший президент Литвы Даля Грибаускайте лично контролировала оказываемую поддержку "Меджлису". С ее подачи, Вильнюс стал финансово "помогать" радикальным татарам и призвала их участвовать в программе сотрудничества.

В своей риторике экс-лидер республики использовала миф о советской оккупации, давая понять сторонникам "Меджлиса", что Литва будет отстаивать их права.

Неудивительно, что в 2015 году экс-председатель "Меджлиса" Мустафа Джемилев, ставший символом борьбы за возращение Крыма Украине, был удостоен государственной награды балтийской республики – Рыцарского креста ордена "За заслуги перед Литвой" и степени почетного доктора наук Вильнюсского национального университета.

Украинский журналист Айдер Муждабаев тогда назвал поддержку Литвы бесценной. "Литва – это страна проукраинских волонтеров, людей, которые всегда рады пригласить, и помочь, и приехать в Украину, и обучить наших снайперов, помочь нашим детям – сиротам при живых отцах. Если бы весь мир был, как Литва, то России в ее нынешнем качестве просто не существовало бы", – заметил публицист в интервью американскому изданию.

На защите своих интересов

Литва, играя на чувствах татарской общины, только лишь подначивает людей к действиям по возвращению Крыма.

Несмотря на большинство тех, кто поддержал вхождение полуострова в состав России, среди крымских татар были и сторонники "Меджлиса". Между тем в Вильнюсе призвали несогласных с итогами голосования вопреки "оккупации" оставаться в Крыму, а не ехать в Литву за политическим убежищем.

Глава союза общины татар Литвы Адас Якубаускас в интервью украинскому каналу рассказал, что рад отсутствию массовой миграции крымских татар в Литву.

"Не покидайте Крым, терпите, иначе, пройдет время, и ваши потомки в других странах будут жить в условиях диаспор и будет потеряна связь с родной землей, с Крымом. Оккупация не будет длиться вечно, поэтому терпите", – призвал Якубаускас.

Вместе с тем, в самой республике литовцы достаточно настороженно относятся к соседству людей, исповедующих другую религию. Согласно данным Института этнических исследований, в 2016-2017 годах отношение литовцев к мусульманам ухудшилось: 40% жителей Литвы не хотели бы жить рядом с мусульманами, либо сдавать им жилье.

"Так здесь не принято": Литва совершенно не готова к исламизации >>>

Более актуальное исследование, проведенное агентством Norstat, лишь подтверждает эти данные – более 30% литовцев не хотели бы проникновение в страну беженцев.

Миграционный вопрос в Литве обострился за 2021 год, и из демократии открытых дверей республика хочет поскорее закрыться.

К тому же в Литве до сих пор отсутствует закон о нацменьшинствах, а защита прав крупных этнических групп – русских и поляков – далеко не является примером отстаивания интересов этнических общин. В этой связи выбивается интерес государства к литовским татарам на фоне безразличия к польскому и русскому народам.

Очевидно, что литовские политики решили таким образом возбудить недовольство среди татар для того, чтобы "ответить" России на "оккупацию" Крыма.

Как отметил в разговоре с Baltnews зампредседателя "Къырым бирлиги" и Общественного совета крымско-татарского народа Рустем Ниметуллаев, страны Запада решили воспользоваться татарским народом как инструментом в своей политической игре.

"Это инструмент в иностранных руках. Мустафа Джемилев хочет втянуть татарский народ в провокационные действия, чтобы где-то кровь пролилась. Ему же надо отрабатывать деньги. Им не нужен крымско-татарский народ", – сказал Ниметуллаев.

По его мнению, непонятно, что мешало Украине реабилитировать татарский народ, как это было сделано в России в 1991 году.

"Сегодня понятно, что это политический инструмент и унизительное использование крымско-татарского народа", – подчеркнул собеседник Baltnews.

Ниметуллаев пояснил, что референдум 2014 года в Литве не входил в планы западных политиков:

"В свое время делалась ставка на "Меджлис", чтобы те могли дестабилизировать ситуацию. Но не получилось. У народа в основной своей массе хватило здравомыслия не пойти на провокации, которые в 2014 году пытались осуществить. Здесь, конечно, произошло у них разочарование. Но мы же видим, что Крым развивается, люди живут. Каких-то явных межэтнических конфликтов мы в Крыму не наблюдаем. В первую очередь, крымчане сами этого не хотят, и российское государство большое внимание уделяет – президент и глава Крыма".

"Граждане пошли и выразили свое волеизъявление на референдуме. Все прошло в рамках международного права. Нарушений не было никаких. В том числе и крымские татары тоже принимали участие в референдуме", – добавил Рустем Ниметуллаев.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме