В приуроченном к началу учебного года интервью телеканалу Info TV премьер-министр Ингрида Шимоните отметила: по прогнозам медиков, на конец августа – начало сентября ситуация с коронавирусом в Литве выглядит предпочтительнее, чем в 2020 году. Но тенденции не оптимистичны. Это значит, что планы проведения школьных торжеств могут меняться вплоть до отказа от них.
"Можно обижаться на правительство, можно не обижаться, но факты упрямы. Ежедневно в больницы попадают от 50 до 70 человек. 90% из них – не вакцинированы. Среди них – родители школьников. О чем они думают, если рассчитывают на контактные занятия для детей?" – заявила Шимоните.
Средняя ситуация – хорошая
По статистике Министерства здравоохранения, привиты примерно 38% подростков 12–15 лет и более 35% старшеклассников. Этим категориям не придется учиться дистанционно. При условии соблюдения необходимых правил контактным образом смогут заниматься в школах первоклашки, младшие и средние классы. Но вопрос в том, как и кто станет контролировать правила, которых Минобразования напридумывало на несколько листов формата А4?
Вирусологи предлагают тестировать малышню каждые четыре-семь дней. Или по мере необходимости проводить ПЦР-исследования. Если вдруг выявится хотя бы один школьник, больной коронавирусом, весь класс отправят на изоляцию.
Странно, но за лето чиновники Минобразования вместе с консультантами в белых халатах не придумали ничего нового. Эти же правила действовали на финише 2020/2021 учебного года. Не смогли государственные мужи более качественно позаботиться о подопечных или не хотели, элементарно "распилив" средства, выделенные кабмином на проведение дополнительных исследований – вопрос риторический.
Как это часто бывает в республике, все ее чиновники верят в лучшее. Почему ситуация с коронавирусом и организацией образовательного процесса должна следовать пожеланиям бюрократов – совершенно непонятно. Впрочем, не стоит забегать вперед. 1 сентября и последующие дни расставят все акценты, как положительные, так и отрицательные.
Планов громадье
До 2024 года власть, представленная в Литве консерваторами и либералами, планирует кардинально улучшить положение школ с русским, польским и белорусским (на всю страну она одна, имени Франциска Скорыны в Вильнюсе) языками обучения. В первую очередь за счет усиления преподавания литовского языка. В правительственной программе подчеркнуто:
"Обеспечим, что школы национальных меньшинств станут местом, воспитывающим не только очень хорошие знания польского, русского, украинского (вообще нет преподавания такого языка) или белорусского, но и очень хорошие знания литовского языка. Реализуем концептуальный взгляд на двуязычное или многоязычное обучение, помогающее детям, представителям национальных меньшинств, интегрироваться в окружении, в котором употребляется литовский язык, и наоборот. Обеспечим, чтоб ученикам была предоставлена возможность объективно ознакомиться с историей края, вкладом нацменьшинств в литовскую культуру, историю и другие сферы общественной жизни".
Среди механизмов предусмотрен один весьма оригинальный. Минобразования планирует трудоустройство "учителей из Польши, Украины, Белоруссии. Они буду работать в школах национальных меньшинств".
Педагогов действительно не хватает. Но идея профильного министерства кажется фантастической. Согласно действующему законодательству, для преподавания в школе учитель обязан обладать уровнем знания государственного языка не ниже второй категории. Откуда он у потенциальных варягов?
Что имеем в остатке в преддверии 1 сентября? Количество первоклассников постоянно увеличивается. Кто станет их учить? К слову, кто вообще будет работать в образовательных учреждениях, если средний возраст педагогов – предпенсионный, а молодежь в профильные вузы палкой не загнать?
Вот – новый поворот
Главная новость 2021/2022 учебного года – обучение детей нелегальных мигрантов. Сначала прямо в лагерях для беженцев, а когда освоят литовский – в школах Руклы и Пабраде, где у учителей уже есть опыт работы с детьми беженцев. Автор этой новости – канцлер Министерства науки, образования и спорта Юлюс Лукошюс.
"Первые полгода будем учить только языку, со второго полугодия к литовскому добавим гражданское воспитание, историю Литвы, ее географию. В Рукле в школу должны пройти около 300 детей, в две школы в Пабраде – 100. Дополнительно понадобится примерно 300 педагогов", – уточнил канцлер.
Планы хороши, но и вопросов пока достаточно. Например, на каком языке общаться с детьми? Литовские учебные заведения с арабскими языками не сталкивались. Уровень английского у большинства педагогов не поднялся выше "топика" Moscow is the capital of USSR.
В профильном министерстве тоже пожимают плечами – переводчиков с арабского нет, привлекать волонтеров, если таковые отыщутся, не позволяет законодательство.
Все успокаивают всех: "Есть методика обучения через образы. Учим, начиная с алфавита. За 800 часов, это максимальный курс, дети в состоянии выучить литовский с нуля".
Возможно. Но так и хочется сказать: уж сколько раз твердили миру – а воз и ныне там.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.