Организаторов и участников протестного митинга у здания Сейма Литвы обвиняют в организации массовых беспорядков. Глава МВД, консерватор Агне Билотайте, назвала акцию "антигосударственной, хорошо организованной, координированной, инспирированной внешними врагами".
По информации пресс-центра силовиков, ночью были задержаны 26 "уличных хулиганов". Принуждая заблокировавших парламент бунтовщиков к порядку, полиция и бойцы службы охраны (так в Литве называют бывшие советские ВВ, внутренние войска) применили вертолеты, бронемашины для разгона толпы, автомобильные водометные установки, слезоточивый газ, дубинки, щиты и другие спецсредства.
В результате локальных драк пострадали более десяти полицейских, пограничников и бойцов службы охраны государства. Помощь им на месте оказывали три бригады "скорой".
Однако общее количество раненых в результате применения бунтарями неустановленных взрывных устройств, камней, бутылок, палок и так далее может оказаться большим, поскольку сотрудники МВД начали обращаться к медикам только утром 11 августа.
Политически неграмотные провокаторы
Как уже сказано, министр Билотайте отказывается верить в элементарное недовольство людей установившимися в Литве порядками, политикой правящего консервативного большинства, усталостью от безысходности, отсутствием перспектив и массовым нищенством.
Ей как видной представительнице правой партии "Союз Отечества – Христианские демократы" чаяния простых литовцев далеки и непонятны.
В том смысле, что "рункели обязаны молиться на жизнь и правительство". Рункелем в Литве называют кормовую свеклу. В нашем случае это синоним слова "быдло".
Поэтому Билотайте громко говорит о масштабном заговоре агрессивных Минска и Москвы, подталкивающих "послушных идиотов" к антигосударственным действиям. От истины слова очень далеки, зато ласкают слух консерваторов, традиционного электората этой партии, националистов, нацистов и местных антисемитов со славянофобами.
Еще более авторитетный патриарх правых политиков, Витаутас Ландсбергис, пришел к такому выводу: "Немалая часть участников протестовала, чтобы собрать политический капитал и внести раскол в общество. Не зря звучал такой призыв: прочь парламент, прочь правительство, я хочу быть властью. Методы большевиков".
"Люди, которые занимаются такими политическими выпадами, исторически тупы, а на практике занимаются провокациями", – подчеркнул старичок с акцентом на "исторически тупы".
Представить протест акцией провокаторов – новейший тренд, и он активно в Литве подпитывается. Например, отсутствовавшим в столице градоначальником. Из прекрасного далека он отметил:
"Это было массовое нарушение законов, неподчинение требованиям представителей власти. Например, контролеры самоуправления зафиксировали около 200 фактов нарушения парковки автотранспорта. Машины стояли в точках резервации, на местах для инвалидов и без оплаты паркинга. Людям плевать на правила, и это опасно".
К счастью, большей глупости уставший от отдыха либерал Ремигиюс Шимашюс сказать не сумел, поскольку до конца не понял, что именно происходило у задания Сейма под лозунгом "Это Майдан!".
Предтечи пока далекого переворота не прочувствовал и президент:
"Демократия – это не анархия. Да, граждане имеют право протестовать и высказывать свое мнение. Да, политики не должны клеить гражданам этикетки. Они обязаны аргументировать и пояснять свои решения. Свобода слова – это не свобода унижать, а право на протесты – это не свобода беспорядков", – твиттнул Гитанас Науседа.
Красивые нечестные слова
Что-то не доводилось слышать от главы государства и правящей камарильи, которую в этом тексте представляют Билотайте с Ландсбергисом, таких слов, когда речь шла о выступлениях белорусской оппозиции в Минске и других белорусских городах.
В 2013–2014 годах литовские ораторы иное говорили в адрес киевского майдана. Вчера осуждалось избыточное использование силы легитимной властью, сегодня приветствуется ее использование при поддержании конституционного порядка.
Чем в главном отличается вильнюсский протест от минского и киевского? В Литве участники митинга не метали в полицию коктейли Молотова, не использовали перечный газ, не давили автомобилями жидкую цепь сотрудников правопорядка. И, что очень важно, не грозили расправами членам их семей, включая детей, не выясняли домашние адреса и так далее.
В Киеве и Минске все устраивало литовских консерваторов в частности и государственную власть в целом. Бумеранг возвратился. Разумеется, ни полновесный Майдан, ни масштабные минские протесты в Литве не повторятся. Жидковат народ для таких серьезных дел.
Но простые люди в итоге непременно пострадают, поскольку Сейм и Кабинет министров наделят полицию (в том числе военную), армию, военизированные структуры дополнительными полномочиями, дабы не повадно было кому-либо собираться, высказываться, требовать. Здесь не Франция с ее либерализмом и не Германия с ее стремлением прислушаться к гражданам.
Здесь страна давно прижившихся двойных стандартов.
Гробовое молчание прессы
Литовские СМИ рассказывают о протестных событиях 10 августа так, будто ведут коллективный репортаж со скучного футбольного матча: нет страсти, звонких динамичных глаголов, ярких сравнений.
Гробовое молчание аналитиков разного уровня не случайно. Им боязно сказать правду – народ устал, он ждет перемен. "Сейм – вон!", "Нет фашиствующей хунте!" – как прикормленная консерваторами и центральной властью пресса осмелится о таком писать?
На сегодняшний день только политический эмигрант, социалист Гедрюс Грабаускас возвысил голос. Вот его заявление "Возрождение фашизма в Литве" в сокращении:
"10–11 августа в Литве начались кровавые события. Режим послал спецназ против мирных граждан. Идут политические репрессии и давление на свободу слова. В стране продолжают находиться оккупанты – немецкие и американские войска.
Что нужно для наведения порядка?
- Демилитаризация Литвы – выход из НАТО, вывод из страны немецких и американских частей и подразделений.
- Денацификация – нужно убрать сотни памятников и памятных знаков нацистским преступникам, участникам Холокоста.
- Амнистия для всех политически преследуемых, легализация Компартии, союзов наблюдателей за правами человека и других незаконно запрещенных организаций.
- Отставка руководителей силовых ведомств и спецслужб. Создание комиссии по расследованию преступлений коррумпированного режима в период 1990–2021 годов".
Уважаемый Гедрюс, вынуждены повториться: здесь не Франция и не Германия. Но двигаетесь вы в правильном направлении.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.