"Это политическая шизофрения": в Литве требуют от властей помириться с Белоруссией

Сотрудник погранохраны Литвы патрулирует границу с Белоруссией
© AP Photo / Mindaugas Kulbis

Игорь Черников

В Литве множатся ряды недовольных странной, трудно объяснимой политикой власти в отношении нелегальных мигрантов. Критики объявились даже в рядах "отцов независимости".

Подписанты Акта независимости Литвы от 11 марта 1990 года до такой степени раздражены беспомощным отсутствием у Кабинета министров сколь-нибудь серьезного плана по обузданию нелегальной миграции беженцев из Африки и Восточной Азии, что пошли в атаку на правительство.

Оно, как известно, в Литве коалиционное, но первую скрипку в ансамбле играют консерваторы, подмявшие под себя либералов и фактически узурпировавшие власть.

Римантас Дагис, с треском изгнанный из консервативного "Союза Отечества", обвинил бывших однопартийцев в стремлении "расколоть народ, а потом стравить его части между собой". Злопамятный экс-депутат Сейма напомнил заседающим в парламенте, как они дружно осуждали "режим [президента Венгрии] Виктора Орбана", позволившего себе строить стену ради защиты Венгрии от наплыва нелегальных мигрантов в 2015–2016 годах.

"Сегодня в Сейме и правительстве не просто думают аналогично Орбану, но уже приняли решение разматывать вдоль границы мотки колючей проволоки, которую называют "Концертиной", а на языке военных она называется "спираль Бруно". Этот тип заграждений предназначен для сдерживания кавалерии и пехоты. Для Литвы нелегалы – вражеские кавалеристы и пехотинцы".

Литовско-белорусская граница, по словам хорошо осведомленного Дагиса, насквозь дырявая. При этом тридцать лет власть навязывает гражданам взгляды об агрессивности соседей, не делая ничего для защиты хотя бы приграничья.

Технически контролируется только 1/3 госграницы. На большее не хватило денег, поскольку оборудование 1 километра полосы современными средствами видеонаблюдения обходится примерно в 120 тысяч евро. Общая длина границы почти 679 км. Дооборудовать нужно 470 из них. В деньгах работа выльется в 56 400 000 евро.

Своих миллионов у литовской службы охраны границы нет, у Кабинета министров тоже, а европейцы оплачивать чужие беды не намерены.

Остановит ли нелегалов "колючка", спрашивает Дагис, и сам отвечает – нет, не остановит. Это же утверждают отставные пограничники и военные.

Во-первых, никто не отменял ножницы-кусачки для резки проволоки. Во-вторых, на спираль можно набросить подручные средства, выполняющие роль моста. А именно – доски, фанеру, картон, плотную ткань. "Колючку" не сложно приподнять над землей, если заранее запастить рогулинами подходящей длины. В-третьих, наличие или отсутствие спирали Бруно в принципе ничего не меняет. Ее устанавливают не на границе, а на удалении от условной линии. То есть на литовской территории.

Оказавшийся здесь легальный или нелегальный беженец имеет право просить убежища, и Литва обязана его предоставить. Пограничникам никто не отдаст приказ физически вытеснить нарушителя на сопредельную территорию. Обязанность стражей – задержать лицо, нарушившее государственную границу Литвы.

То есть все на сегодняшний день предпринятые литовским парламентом громкие шаги по обузданию миграционного кризиса ничего не стоят.

"Это оказалась работа на публику, не информированную о деталях. Налогоплательщиков просто обворуют в очередной раз", – резюмирует экс-депутат Сейма и экс-консерватор Римантас Дагис.

Римвидас Валатка, его коллега по клубу подписантов, еще более агрессивен и неучтив.

"Власть говорит, что на фронте в 679 километров Минск совершает агрессию против Литвы. Ведет гибридную войну, стреляет и бомбит нелегалами. Самый либеральный парламент в истории страны в ответ ограничивает права беглецов. А что делать? A la guerre comme à la guerre – на войне, как на войне".

С фронтом все ясно – строим стены, ловим, закрываем в палаточных лагерях.

Но что творится в тылах? Стараясь ответить на этот вопрос, Валатка говорит, как махровый антигосударственник и настоящий "агент Кремля":

"Границу ежедневно пересекают железнодорожные составы с калийными удобрениями, этим золотом "Батьки" [президент Белоруссии Александр Лукашенко]. Литовский порт тебя не забудет, подкинет деньжат на ведение войны. Свою долю добавит Минэнерго, покупающее плохую белорусскую электроэнергию у хорошей союзницы Латвии".

В этом ключе известный и популярный обозреватель камня на камне не оставил от политики Вильнюса в адрес официального Минска. Не забыл о контрабандистах, ворочающих миллионами евро при закупках и перепродажах табака и табачных изделий в обход фискальных органов.

При этом у белорусов всего две фабрики – ООО "Табак-Инвест" в Минске и "Неман" в Гродно. Если производителей было бы 10, то литовские теневые воротилы засыпали бы белорусскими сигаретами NZ и "Фэст" половину мира, а вторую – "Короной" и "Минском".

Досталось от Валатки неуправляемой из центра местной власти, которая наотрез отказывается, за редким исключением, строить в своих владениях "палаточные гетто". "Почему никто не наказывает государственных мужей за помощь врагу? Это политическая шизофрения, а не война", – ставит Валатка неутешительный диагноз. Хотя он далеко не психиатр, но в данном случае не ошибается.

Конечно, никакой войны со стороны Белоруссии нет. До недавних пор Брюссель приплачивал Минску за охрану границы со своей стороны. Вместе с санкциями финансовый ручеек иссяк. Белорусам просто не хватает денег работать в прежних масштабах и объемах.

Кто виноват? Этот вопрос носит риторический характер, ответ очевиден.

Как на финише обвинений признается подписант Акта о независимости Литвы, вместо того, чтобы работать, "умники" из Сейма, наподобие Вальдемараса Валькюнаса, "предлагают кормить нелегалов-мусульман свиными ушами и крестить в католичество":

"Шизофрения постепенно овладевает обществом. Здоровых почти не осталось".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме