В середине июля президент Украины Владимир Зеленский провел переговоры с уходящим канцлером ФРГ Ангелой Меркель, в августе у него намечена встреча с президентом США Джозефом Байденом. Посещение Белого дома станет точкой большого турне, начало которому положил рабочий визит украинской делегации в Вильнюс.
Столица Литвы как "многомерный и динамичный партнер" интересна президенту и его окружению тем, что внимательно слушает любые фантазии, лишь бы их "заточили" в антироссийском ключе. В гостях члены украинской делегации буквально фонтанировали заявлениями.
"Россия – это слон в комнате. С одной стороны, мы слышим заявления, что Россия не имеет права голоса в отношениях между Украиной – ЕС, Украиной – НАТО, но в то же время мы слышим за закрытой дверью и при выключенных микрофонах, что это не лучшее время для евроатлантической интеграции Украины, поскольку "мы должны учитывать Россию", – сказал глава МИД Украины Дмитрий Кулеба.
Секретарь совета национальной безопасности и обороны Алексей Данилов назвал Литву в числе главных партнеров наравне с США и Великобританией. Пан президент заявил: сотрудничество между Киевом и Вильнюсом наполняется конкретными проектами и инициативами. Хозяин дискуссионной площадки Гитанас Науседа в долгу не остался: "Украина играет важную роль в глобальном контексте".
Попытаемся расшифровать туманные "глобальный контекст" и "конкретные проекты" на реальном примере. Известно, что в Вильнюсе премьер "незалежной" Денис Шмыгаль выразил сомнения в завершении строительства газопровода "Северный поток–2", сказав следующее:
"Вопрос Nord Streem–2 лежит в плоскости общей позиции Литвы и Украины, европейских партнеров".
Трудно понять, как Киев может повлиять на решение вопроса о завершении строительства германо-российской газотранспортной магистрали, но Вильнюс никак повлиять не в состоянии.
Поэтому Науседа посоветовал Зеленскому "провентилировать" ситуацию в Берлине. Ответ Ангелы Меркель оказался недвусмысленным и ничего хорошего Киеву в долгосрочной перспективе не сулит.
Это все, что нужно знать о степени влияния на ФРГ и другие страны-доноры Европейского союза со стороны Литвы и Украины. Они между собой толком договариваться не научились.
Например, президент Науседа постоянно уговаривает украинских братьев не приобретать электричество с "небезопасной Белорусской атомной".
Зеленский на словах обещал поддержать бойкот, однако на деле получился "бойкот по-киевски": страна импортировала белорусскую энергию до мая 2021 года и продолжит покупать после октября.
Дорога до Киева не довела
Еще один мега-договор анонсировал лично президент Литвы: министры инфраструктуры Украины и транспорта Литвы обсудили в Клайпедском порту основные направления будущего партнерства. Действительно, Александр Кубраков и Марюс Скуодис договорились соединить железной дорогой Черноморский и Балтийский регионы.
Идея не нова. В 2003 году был запущен интермодальный поезд Viking "Клайпеда – Ильичевск/Одесса". Об открывающихся возможностях выйти на новые международные рынки говорили долго и много. Вот как выразился еще в 2013 году бывший посол Украины в Литве Валерий Жовтенко:
"Viking – это продукт не только Литвы, Беларуси и Украины. К этому транспортному проекту уже присоединились Молдова и Грузия, активный интерес проявляет Турция... Кроме того, к участию в проекте Viking проявляют интерес Швеция, Румыния, Болгария. Как видите, сотрудничество Украины и Литвы расширяет не только их возможности в Балтийско-Черноморском регионе, но и, фактически, возможности Евросоюза в этом направлении".
Увы, надежды не оправдались, планы рухнули. Тем не менее, Мининфраструктуры говорит следующее:
"Успешная реализация договоренности имеет потенциал сделать Клайпедский порт в Литве северными воротами Украины для выхода в Скандинавию, одновременно Одессу – южными морскими воротами Литвы в Черноморский регион".
То есть речь в новом украинско-литовском железнодорожном проекте идет все о том же Viking, только без участия Белоруссии. Следовательно, он заранее обречен на провал, поскольку общей границы у Литвы с Украиной нет, а пути "из варяг в греки", минуя Минск, пока не отыскали.
Исходя из нынешних отношений Киева и Вильнюса с белорусами, можно смело говорить – фантазии двух министров останутся фантазиями. "Оптимизировать логистику, увеличить нагрузку на морские порты и выйти на новые мировые рынки" в очередной раз не удастся.
На этом бесперспективном фоне лидеры двух стран продолжают "трындеть" о перспективах расширения взаимодействия в торгово-экономической, инвестиционной областях. Стороны надеются к концу года по объемам товарооборота выйти на докризисный уровень. Речь идет о $1,3 млрд. Следовательно, в данный момент объем намного меньше.
Не в первый раз утверждается, что у Литвы невероятно тесные экономические связи с Украиной, причем с большим потенциалом, но это лишь игра на публику. Для Вильнюса торговля с Россией важнее, чем с братской по идеологии Украиной.
Самое время заглянуть в экономическую историю, и сделаем это с помощью того же Жовтенко:
"Украина давно открыто заявила о своем евроинтеграционном выборе. Но такой выбор ни в коем случае не является противопоставлением или противоположностью сотрудничеству с нашими восточными соседями, в частности – с Россией... Россия – наш сосед, крупнейший торгово-экономический партнер и важнейший партнер в энергетическом плане. Украина продолжает поиск модели взаимоотношений в восточном направлении".
Судя по июльским вильнюсским встречам и заявлениям, Владимир Тимофеевич был большим идеалистом и плохим провидцем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.