Хотели как лучше, а получилось как всегда: Литва проиграла борьбу за "успешную Украину"

Горящие костры на площади Независимости в Киеве, 18 февраля 2014
AP Photo / Efrem Lukatsky

Игорь Черников

Несмотря на все усилия официального Вильнюса, он проигрывает широкомасштабную борьбу за "успешную Украину". В июне европейские партнеры Литвы дали понять Киеву – в ЕС и НАТО его никто не ждет.

Семь лет Литва в качестве проводника ведет Украину к "европейской демократии", членству в ЕС и НАТО. Но пока ничего не получается, утверждают журналисты сетевого издания ekspertai.ee.

В отличие от несистемной оппозиции, провластные СМИ помалкивают, как бы не желая замечать происходящего банкротства своих политических элит. Оппозиционеры, в свою очередь, не только вспоминают важнейшие вехи очень теплой литовской внешней политики на южном направлении, но и дают им проверенные временем оценки.

Мягко стелят, да жестко спать

В 2014–2015 годах официальный Вильнюс тешил себя быстрыми военными победами над "сепаратистами, которых поддерживает Кремль". В Сейме полагали, что разгром шахтеров на поле брани станет "поражением" России и продемонстрирует Грузии путь к освобождению "20% оккупированной территории".

Дебальцевский и особенно Илловайский котлы показали полную боевую непригодность не только остатков украинской армии, но и наемников из националистических карательных батальонов. Открытую войну Киев проигрывал.

Чтобы как-то спасти положение, с 2015 года официальный Вильнюс стал поставлять на Украину оружие и боеприпасы, а неофициальный – засылать своих эмиссаров-пропагандистов, прополаскивавших мозги уверовавшим, что на юго-востоке своей страны они "защищают Европу от азиатских орд". 

Шведу Йонасу Охману, организатору идеологической интервенции, тогдашний президент Литвы Даля Грибаускайте дала гражданство за "исключительный вклад в укрепление братских литовско-украинских отношений".

Оставим на совести литовской власти ответ на вопрос, с каких пор южные славяне и жмудь, веками воевавшие между собой (вспомнить хотя бы "Тараса Бульбу"), православные и католики стали братьями. Суть в ином: ничто не помогло Киеву решить свои проблемы военным путем.

Убедившись в бесплодности пушек, официальный Вильнюс принялся за реформы в украинской экономике. С "братской поддержкой" – ее окончательно уморили. В итоге в Европе официально признали Украину времен президента Петра Порошенко "самой коррумпированной страной". При нынешнем главе страны Владимире Зеленском она окончательно скатилась к отметке "error 404" ("ошибка 404").

Чтобы спасти утопающих, тогдашний премьер-министр Литвы Андрюс Кубилюс придумал "Новый план Маршалла", суть которого свелась к единовременному вливанию в экономику Украины не менее 5 млрд евро за счет богатых столиц.

В Киеве Кубилюса не величали иначе как "спасителем". Премьер разъезжал по континенту, уговаривал европейских политиков поддержать стратегию. Те на словах соглашались, но денег не давали. Спустя год план тихо похоронили, облик "спасителя" потускнел. Сегодня в офисе на Банковской об Андрюсе Кубилюсе добрым словом не вспоминают.

Минский формат

Буквально в двух словах хотелось бы помянуть минский формат. Литовское руководство всегда призывало и призывает Россию "выполнить свои обязательства, о которых мы договорились в Минске". Но ни одна балтийская страна не является участником договоренностей. Поэтому совершенно непонятно, что имеет в виду, например, руководитель внешнеполитического ведомства Габриэлюс Ландсбергис, когда от имени государства говорит "мы".

Если смотреть беспристрастно, то от литовской возни вокруг "формата" вреда много больше, чем пользы. Науськивая киевских чиновников вести переговоры в тупик, литовцы загоняют в тупик и сам внутриукраинский кризис, приобретающий затяжной характер.

При этом в Вильнюсе не перестают заниматься прожектерством, обещая Украине скорые "прорывы". Уже вычерчена дорожная карта под названием "Стратегия-2030", согласно которой старт настоящей евроинтеграции в 2022 году дадут Чехия и Франция, как председательствующие страны в Совете Европы.

В 2023-м эстафету примет Швеция, в 2025-м – Польша, в 2027-м – Литва, а в 2028 году – Латвия. Так, по цепочке, из рук в руки Украина станет членом ЕС, НАТО и других континентальных и трансатлантических организаций.

Правда, стратегия оказалась не без изъяна. Например, в 2020 году Хорватия и Германия ничего не сделали для ускорения евроинтеграции Киева. Нет достижений и в 2021. Наоборот – Брюссель дал понять, что украинцам ничего не светит.

И сразу возникает резонный вопрос: Вильнюс согласовал дорожную карту с другими столицами или высосал проект из пальца? Журналисты из несистемной прессы придерживаются второго варианта.

Козырь может стать "шестеркой"

У СМИ на то имеются основания. Литовские политики взяли моду решать все за всех. Так в Вильнюсе понимают лидерство в ЕС, напрочь отсутствующее у других членов сообщества.

Консерватор Витаутас Ландсбергис обнаглел окончательно и замахнулся на святое: "Президент [США Джо] Байден может продать Украину, а президент [РФ Владимир] Путин может ее купить или обменять, например, на президента [Белоруссии Александра] Лукашенко".

Скажи такое вслух "российский шпион Альгирдас Палецкис", его бы вторично обвинили в измене родине. А с патриарха консерваторов взятки гладки. Никто в Вильнюсе и пикнуть против не посмел.

Ландсбергис, между прочим, развивал тему: чтобы подобного не произошло, Украина "должна готовиться к "обороне". Никакая Америка не придет ее защищать. Об этом Вашингтон уже "договорился с Москвой".

Откуда такая информация, старый интриган не сообщил. Стоит заметить – он не пообещал "южным братьям" помощи Литвы. Вот это пахнет совсем уж дурно. Можно вспомнить старое правило: "обещал – женись".

Журналисты из издания Ekspertai полагают: официальный Вильнюс без лишнего шума постепенно "сливает" киевских друзей. Раз нет перспектив, нет от них проку – с какой стати нужно нянчиться?

Далеко в прошлом остались разговоры на тему "успешная Украина станет примером для других государств программы Восточного партнерства и для народа России, который непременно захочет пойти по украинскому пути".

Американцы в свое время хотели видеть Россию такой же демократической, как Иран. Литовцы желают ей "украинского счастья".

Русские в ответ оба раза крестились: "Чур меня, чур!". И понятно, почему. Россия – не Иран. И уж тем более не "страна 404".

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.

Ссылки по теме