Самые светлые литовские политические головы придумали для себя новое увлекательное занятие: сообща решили спасать "цивилизованную Украину от российских варваров". Право объявлять разного рода планы, так или иначе связанные с внутриукраинским кризисом в Донбассе, предоставлено министру иностранных дел Габриэлюсу Ландсбергису:
"Россия должна прекратить свои действия, отвести войска, перестать нагнетать ситуацию и вернуться на единственный путь, который кажется нам перспективным, чтобы эта ситуация была разрешена. Это политический путь переговоров, о котором мы договорились в Минске, в "нормандском формате".
С какого боку припека?
Normandy format, или "нормандский формат", – переговоры по мирному урегулированию ситуации на юго-востоке Украины, в которых принимают участие Россия, Украина, Германия и Франция. Название дискуссионная площадка получила по месту проведения первой после начала кризиса на Украине встречи глав четырех государств. Она прошла 6 июня 2014 года в нормандском замке Шато де Бенувиль (Франция) в ходе мероприятий в честь 70-летия высадки союзников в Нормандии.
Тем не менее, глава МИД Литвы в обход фактов говорит "путь переговоров, о котором мы договорились в Минске, в "нормандском" формате".
Дискуссии в Минске действительно проходили не раз, однако ни Ландсбергиса, ни его предшественника Линаса Линкявичюса, который был умнее и хитрее, переговорщики из четырех стран в столицу Белоруссии не приглашали за ненадобностью.
Ересь из уст провинциального министра сказана не после банкета с обильными возлияниями, а на совместной пресс-конференции глав внешнеполитических ведомств балтийских стран и Украины в Киеве 15 апреля. Поскольку коллеги из Риги и Таллина молча согласились с Ландсбергисом, они, очевидно, тоже считают, что участвуют в минских договоренностях. Флаг им в руки.
В столицу Украины прибалтийские вороны слетелись, к слову, для "демонстрации солидарности на фоне роста напряженности с Россией и провокационных заявлений из Москвы", как утверждает офис президента Владимира Зеленского. Босс МИД Литвы не преминул подчеркнуть: "месседж стран Балтии ясен – Украина никогда не будет стоять [против РФ] одна". Так и записали в совместном коммюнике.
Фантазии больных людей
Вообразим невероятное: Литва действительно стала участником "нормандского" формата". В таком случае, почему в сегодняшней ситуации Вильнюс, как один из гарантов, обращается не к Киеву и Москве одновременно, а только к российскому руководству с призывами прекратить "открыто угрожать Украине войной и пугать, что уничтожат ее государственность"?
У Ландсбергиса ответ заготовлен: "Мириться с военной интервенцией нельзя. Чтобы облегчить ситуацию на границе, предпринимаются обращения не к обеим сторонам, а только к России, так как ситуацию нагнетает только одна сторона".
Глава МИД Литвы до такой степени прозорлив, что не исключает возможности вторжения РФ на Украину. Кремль и Минобороны РФ исключают силовой вариант развития событий. В Киеве не могут стопроцентно прогнозировать войну.
Вильнюсу все предельно ясно в сценарии, до такой степени "мудра" здесь правящая камарилья:
"Ситуация опаснее, чем была в 2013 или в 2014 годах, когда в первый раз напали на Украину и был оккупирован Крым. В прошлый раз Россия пыталась скрывать свои силы, маскируя тем самым свое участие в конфликте. Сейчас идет явная демонстрация силы", – сказал Ландсбергис журналистам национального телерадиовещателя LRT, чтобы те пропиарили "мудреца".
Странно, но президент Гитанас Науседа поддерживает усилия своего министра по деэскалации ситуации на границе между двумя славянскими странами. Его старший советник по вопросам внешней политики Аста Скайсгирите в большом комментарии для информационного агентства ELTA рассказала о настроениях в рабочей резиденции главы Литовского государства:
"Напряжение беспокоит не только Литву, но и другие страны НАТО. Президент почувствовал обострение ситуации еще месяц назад во время официального визита в Киев. Украина не одинока. Руку помощи уже протянули Латвия, Эстония, Румыния и Польша. Провокации Кремля не остались незамеченными. Москве предстоит держать ответит".
Ничего нового команда Науседы не сгенерировала, ограничилась общими протокольными заявлениями. Сам он тоже не блеснул свежими идеями, например, во время телефонной беседы с президентом Польши Анджеем Дудой, еще одним "мощным и надежным союзником Зеленского и Украины".
В состоянии крохотная Литва оказать какую-либо реальную помощь официальному Киеву? Нет, никакой, кроме заявлений "Мы с вами!". Зачем тогда этот проукраинский антироссийский спектакль?
На то есть резоны. Во-первых, дезинтеграция и окончательный развал постсоветского пространства в интересах коллективного Запада. Еще старик Збигнев Бжезинский написал – "без Украины Европа – не совсем Европа".
Во-вторых, обслуживание интересов США - геополитическая миссия, которую возложила на себя литовская политическая элита. В-третьих, налицо вечное желание насолить "маскалям", которые "из своей евразийской орды угрожали и угрожают ближайшим соседям".
Украина на коленях и с протянутой рукой
Министр иностранных дел Украины Дмитрий Кулеба, общаясь с друзьями из Прибалтики, сказал "только слов поддержки недостаточно" и обратился к коллегам с просьбой, чтобы они, являясь частью Евросоюза и НАТО, говорили с представителями других членов этих союзов о практических усилиях по поддержке Украины.
Неизвестно, как на Кулебу отреагируют в Риге и Таллине. Что касается Вильнюса, он не обладает необходимым политическим и военным влиянием в экономическом союзе и военном альянсе.
Поэтому Ландсбергис уже отказался представлять в НАТО предложение по интеграции Украины, надеясь на быстрые решения со стороны США.
Однако как главе МИД, так и литовской политической элите в целом очень важно понимать, будет ли сохраняться помощь Запада Украине, если там начнутся реальные военные действия?
"Самое серьезное испытание для нас как Запада, Западного альянса, выдержим ли мы бряцанье оружием, испытание реальной военной угрозой? – рассуждает глава литовского внешнеполитического ведомства. Впрочем, украинские проблемы ему безразличны.
Он всего лишь желает знать, можно ли продолжать умничать через окна своего кабинета или уже настало время паковать чемоданы и бежать куда-нибудь, где жизнь протекает спокойно? Воевать этот "на колчаковских фронтах раненый" точно не собирается.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.